Altwall: Что такое Funk. Altwall: Что такое Funk Король музыки соул Джеймс Браун - отец Фанка

Такое музыкальное направление, как фанк, появилось относительно недавно в музыкальной культуре. Как любое культурное явление, возникло оно не на пустом месте. Музыка funk стала продолжением стиля соул. Расскажем кратко о нем. Появился в Америке в середине 50-х годов прошлого столетия. Термин «соул» (в переводе — душа) применяли для обозначения социального освободительного движения афроамериканцев, новая музыка стала олицетворением этой борьбы. Она сочетала в себе такие направления, как рок-н-ролл (или ритм-блюз) и негритянские хоровые песнопения, и естественно была музыкой «черных», «белая» молодежь ее не признавала. «Отцом» фанка принято считать чернокожего пианиста Рэя Чарлза. Также первыми исполнителями были Джеймс Браун и Сэм Кук. Основные характеристики Soul:

  • цепкий вокал с подтягами («подвыванием»);
  • есть элементы джаза;
  • исполняется на медных духовых инструментах.

Сейчас четко разграничить направление фанк и соул уже очень трудно даже для специалиста.

Музыка в стиле фанк стала продолжением соул. Необходимость возникновения данного направления было обосновано социальными и политическими событиями – после убийства Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в «черных» кварталах, борьба афроамериканцев за свою свободу и независимость стала более яростной. Соул-исполнители, чувствуя это веяние в обществе, не могли остаться в стороне и предложили публике более жесткую, агрессивную музыку. Нельзя назвать точных дат рождения этого стиля – он начал появляться уже в конце 50-х годов 20 века, однако его расцвет приходится на середину и конец 60-х годов.

Отличительные особенности направления

Стиль фанк — это более агрессивная музыка, чем соул, подчеркивающая внутреннее состояние исполнителя. Лирические герои песен – это бунтари, которые противопоставляют себя миру. Исполняется фанк на фортепиано (в классическом варианте), а также на медных духовых инструментах (саксофон, тромбон) иногда использовалась гитара, но это только для того, чтобы «поймать» ритм. Вокал то надрывный и даже яростный, иногда переходящий в крик, то спускающийся до речитатива, обычно мужской. Фанк-музыка содержит в себе больше эмоций и бунтарства, она очень хорошо подходит для танцев.

Funk Dancers

Сказать однозначно, как правильно толковать название этого направления, трудно. Funk переводится и как «сильный запах», первоначально употреблялось по отношению к табачному дыму, но позже появился другой оттенок смысла – запах тела во время танца, запах пота. Еще есть мнение, что фанк имеет и другое значение – это запах тела во время секса. Но есть и другое, более приличное толкование – на языке исполнителей джазовой музыки это значит «замысловатый, необычный способ исполнения музыкального произведения».

Исполнители «старого» фанка

Основоположником этой музыки стал Джеймс Браун и Джордж Клинтон. Конечно, они были не единственными.

James Brown — Sex Machine

Также известны такие фанк исполнители, как Слай Стоун, Стиви Вандер,Джимми Хендрикс , братья Эдерли, Бэти Дэвис, Хорас Сильвер, Джек МакДафф и другие. Надолго заняли место на мировой музыкальной арене и такие исполнители, как Майкл Джексон и Принц, первые произведения которых были пронизаны духом фанк-музыки.

Фанк исполняли не только по одиночке, но и коллективами. Наверняка, многие из них Вам знакомы. Мы не будем рассказывать о каждой группе отдельно – Вы можете просто послушать их музыку, чтобы создать свое впечатление. Отметим, что эти фанк-группы работали не только в данном направлении, но многие их композиции написаны именно в этом стиле.

  • The Parliament
  • Ohio Players
  • Earth, Wind and Fire
  • Tower of Power
  • Bootsy s Rubber Band и др.

Earth, Wind & Fire — September

Parliament — Give up the funk

Близкие направления

Фанк стал прародителем для многих музыкальных направлений, таких как хип-хоп, сальса, диско и т. д. Мы не будем заострять внимание на всех стилях, кратко скажем лишь о самых интересных. Фанк-рок очень близок к оригинальному исполнению фанка, но отличается более мелодичной композицией и наличием ударных. Эту музыку тоже можно охарактеризовать как танцевальная. Самые яркие представители — Red Hot Chili Peppers .

Red Hot Chili Peppers — Can"t Stop

Стиль джаз-фанк представляет собой симбиоз нескольких направлений – это соул, фанк и рок-н-ролл. В композициях присутствует гораздо меньше вокала, ритм более организованный. Эту музыка также отличает присутствие звуков синтезатора, то есть более искусственное звучание. Джаз-фанк исполняли: Бобби Хамфри, Джордж Дюк, Херби Хэнкок и др.

Bobbi Humphrey — Blacks and Blues

Современный фанк

За столько лет музыка в стиле фанк не была забыта – по сей день под нее танцуют и ее слушают во всем мире. Но нельзя сказать, что сейчас есть группы, которые творят только в этом стиле, ведь чаще всего современные мелодии очень эклектичны, включают в себя несколько направлений. Композиции с нотками фанка можно встретить у следующих современных групп: Gnarls Barkley, Zapp-zapp, Primus.

Funk - один из основополагающих стилей в музыке второй половины ХХ века. Является составной частью таких стилей как jazz-rock , fusion , hip hop , acid jazz , jungle , disco , drum bass и многих других.
Музыка стиля funk является прямым продолжением музыки soul . Подчас даже специалисту непросто провести четкую грань между ними.
Термин соул (душа) обозначал движение американских негров в борьбе за свои права еще во времена рабовладения в США. Верующие американские рабовладельцы пытались тогда узаконить убийство негров, утверждая, что они, как животные, не имеют души и поэтому Первая заповедь Христа не нарушается. Черные идеологи сделали факт наличия души у негров основным моментом в борьбе за выживание. В результате возникли соул-братства, а американские негры стали называть друг друга соул-братьями или просто словом соул.
Как новый вид музыки soul появился в середине 50-х годов ХХ века. Зародившийся в конце 30-х rhythm blues (ритм-энд-блюз) черный городской электрифицированный блюз получил название rock roll (рок-энд-ролл) для удобства его распространения среди белой аудитории. Некоторые представители ритм-энд-блюза, объединив эту музыку с идеями духовных негритянских песнопений spirituals (спиричуелз) и gospels (госпелз), придали ей новое звучание.
Так возник soul . Его основателем считается певец Рэй Чарлз (Ray Charles), а первыми, наиболее яркими представителями Джеймс Браун (James Brown) и Сэм Кук (Sam Cooke). Но, если Рэй Чарлз придал музыке соул лирический, бытовой характер, то Джеймс Браун начал вкладывать в свою музыку более серьезные проблемы. В 1962 году он открыто объявил себя Соул-братом номер один. Таким образом, с самого начала музыка соул стала развиваться по двум направлениям как социально наполненная, обращенная к неграм, и как облегченно-развлекательная, красивая и лирическая.
Коммерческий бум музыки соул привел к возникновению множества компаний, две из которых стали основателями целых направлений в черной поп-музыке. Это фирма Motown в Детройте и Stax в Мемфисе. Характерно, что первая, созданная негром Берри Горди, взяла курс на создание развлекательной соул-музыки для белых, и поэтому впоследствии получила всемирную известность. Направление Мотаун представляют такие выдающиеся артисты как Дайана Росс (Diana Ross), Марвин Гей (Marvin Gaye), Стиви Уандер (Stevie Wander), Майкл Джексон (Michael Jackson) и множество других. Фирма Stax , созданная белыми предпринимателями, наоборот, пыталась сохранить истинно-черный дух музыки соул. Ее представителями были такие яркие фигуры как Уилсон Пикетт (Wilson Pickett), Руфас Томас (Rufus Thomas), Отис Реддинг (Otis Redding).
К 1968 году в США накалилась политическая обстановка. После убийства черного лидера Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в черных кварталах многих городов, а в крупных городах Чикаго, Детройте, Бостоне, Вашингтоне негры устроили массовые демонстрации, которые были разогнаны с большим количеством человеческих жертв. Борьба за права негров в Америке приобрела более активный, а местами агрессивный характер. Развернули свою деятельность такие организации как Black Panther (Черные Пантеры) и Black Muslims (Черные Мусульмане). Некоторые негры, разочарованные в христианстве, в знак протеста принимали мусульманскую веру, меняя свои имена.
Некоторые из популярных соул-музыкантов поняли, что находиться в стороне от этих проблем, оставаясь простым развлекателем, уже нельзя. Леди Соул - певица Арета Франклин (Aretha Franklin), отвечая требованиям назревшего черного самосознания, выпустила в 1968 году ряд песен, где открыто прозвучала тема протеста и было произнесено слово свобода. Тогда же и Джеймс Браун записал ставшую хитом песню Say It Loud, I" m Black and I" m Proud! (Скажи это громко - я черный, и горжусь этим!). Именно с этого времени и появляется слово funk , как символ нового, более жесткого направления в черной музыке. Да и сама эта музыка становится гораздо жестче и острее, чем soul .
Слово фанк давно употреблялось как часть бытового жаргона жителями негритянских гетто. Согласно некоторым источникам, оно обозначает запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Слово это появилось в музыкальном обиходе с легкой руки джазового композитора и пианиста Хораса Сильвера (Horace Silver), выпустившего в 1952 году свою пьесу с названием Funky Hotel . Позже этот термин был использован группой Dyke the Blazers в их хите Funky Broadway . Ну, а Джеймс Браун придал этому термину всемирную популярность, придав ему социальный смысл.
Первыми исполнителями того, что впоследствии отнесут к музыке фанк , были джазмены, игравшие еще в конце 50-х, начале 60-х более энергичный, специфический вид джаза, близкий к музыке soul . Прежде всего, это Хорас Сильвер (Horace Silver), Квинтет братьев Эддерли (Adderley), Арт Блейки (Art Blakey) и Jazz Messengers , Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Доналд Берд (Donald Byrd), Грант Грин (Grant Green) с диском His Majesty King Funk , а так же здезды хаммонд-органа Джимми Смит (Jimmy Smith) и Джек МакДафф (Jeck McDuff).
Если говорить о различии между FUNK и SOUL с чисто музыкальной точки зрения, то в первую очередь надо отметить, что в музыке FUNK используются совершенно иные ритмические структуры. Соул, как и ритм-энд-блюз, музыка триольная, когда каждая четверть такта мысленно делиться на три восьмых. Фанк это музыка на восемь восьмых, когда четверть делится точно пополам, или с небольшим смещением (такой ритм называется шаффл - Shuffle). Кроме того, здесь более острые синкопы и более разнообразная фактура, создаваемая аккомпанирующими инструментами.Гармонические конструкции в музыке фанк чрезвычайно просты, обычно все держится на одном аккорде, но зато ритмическая ткань достаточно сложна. Она как бы соткана из нескольких самостоятельных линий, накладываемых друг на друга и заполняющих все ритмическое пространство.
Пик популярности Джеймса Брауна как фанк -звезды пришелся на конец 60-х, начало 70-х годов. Джеймс Браун это наиболее мощная и влиятельная фигура в фанке, но чтобы понять что такое фанк Джеймса Брауна надо слушать альбомы 70-х годов в частности "Sex Machine Today" и " Body Heat".
Продолжателями его дела стали его же партнеры, отделившиеся в последствие от него. Это гитарист Джордж Клинтон (George Clinton), создавший такие группы как The Parliament и Funkadelic , популярные до сих пор, а также басист Бутси Коллинз (Bootsy Collins) и его Bootsy s Rubber Band . Джордж Клинтон на обложках своих пластинок изображал знак черных борцов за свободу (коза - кулак с поднятыми мизинцем и указатльным пальцем образ буквы U от слова Unity единство, в ответ на знак хиппи V Victory победа), а также популяризировал лозунг One Nation united under the Groove (Одна нация, объединенная чувством ритма).

Жесткость истинного фанка в лице Ларри Грэма (Larry Graham), групп Kool and the Gang , Ohio Players , братьев Джонсон (The Brothers Johnson) с одной стороны, и агрессивность черного атонального джазового авангарда в лице Арчи Шеппа (Archie Shepp), Альберта Айлера (Albert Ailer)или Фарао Сандерса (Pharoah Sanders) стали созвучны движению черных националистических движений.
В это же время в самом расцвете находилась и рок-культура, которая объединяла в основном белую молодежь.
В среде рок-исполнителей возникли разновидности белого блюза (British Blues) и музыки соул, которая была названа Blueyed Soul (Голубоглазый Соул). Ее ярчайшими представителями стали Джо Кокер (Joe Cocker) и Дженнис Джоплин (Jennis Joplin), а также группы Righteous Brithers , Young Rascals , Delaney and Bonnie , Averige White Band и многие другие.
Но постепенно фанк отошел от политической борьбы, развиваясь как собственное направление, а также оказывая влияние на другие жанры. Как результат возникли поп-ансамбли нового типа, использующие достаточно сложные ритмические и гармонические структуры (например Earth, Wind Fire или Tower of Power). Ключевые места на арене мировой популярности надолго заняли такие артисты как Майкл Джексон (Michael Jackson), Принц (Prince) или Стиви Уандер (Stevie Wonder), чья музыка пронизана концепцией фанка.
С другой стороны именно фанк с его изощренными синкопами породил disco , свою противоположность, музыку предельно упрощенную в ритмическом отношении. И в этом деле немаловажную роль сыграла музыка одного из выдающихся представителей музыки фанки-фьюжн Хэрби Хенкока (Herbie Hancock).
Почти одновременно с этим, в начале 80-х, фанк занял свое прочное место в культуре hip-hop, вышедшей из недр черных гетто. В настоящее время фанк лежит в основе таких направлений как Aсid Jazz , Jungle , Drum Bass , а также вкраплен даже в некоторые разновидности музыки new age .
Наибольшее влияние funk оказал на такое многогранное музыкальное явление как jazz-rock/fusion.
Работы саксофониста Гровера Уашингтона (Grover Washington Jr.) начала 70-х годов, явили собой яркий пример альянса традиций фанка и соул-джаза. Ну, а поздняя музыка М. Дэйвиса 80-х годов, начиная с диска Man with a Horn , это пример концептуального фанка, вобравшего в себя много слоев музыкальной культуры. Важно отметить и тот факт, что в лице джазовых звезд, пришедших в фанк , эта музыка получила чисто инструментальное воплощение.
Одним из первых, кто откровенно применил ритмику pop-funk в джазе, в соединении с современными электронными инструментами, был Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock). Его диск Headhunters (1973 год) стал основополагающим в процессе дальнейшего развития стиля funky-fusion , а также заметно повлиял и на то, что сейчас называют словом Cool Jazz или Smooth Jazz (David Sanborn, Grover Washington, Kenny G., Bob James). В дальнейшем Хэнкок не раз обращался к фанку в сочетании с такими направлениями хип-хопа, как брейк-данс (break dance) Future Shock (1983), Sound System (1984), и рэп Dis Is Da Drum (1994). Его знаменитый видео-клип, снятый на основе пьесы Rock It , стал всемирно известным хитом и получил приз Grammy.
Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок. Ярким примером тому могут служить замечательные образцы современного поп-фанка- записи Томаса Долби (Thomas Dolby), группы Level 42 или, хотя бы, Slangehammer Питера Гэбриэла (Peter Gabriel).
Funk , в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии. Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами. По времени это совпало с аналогичным спадом у значительной части молодежи интереса к истинным формам рок-музыки: к арт-року, хард-року, фолк-року, блюз-року, к психоделическим и другим ее проявлениям. Массовый потребитель хотел чего-нибудь попроще, а главное - поспокойнее.
Фанк с более простым ритмом стал основой ритмической структуры стиля ДИСКО .
В конце 70-х "фанк " превратился в своего рода пренебрежительный термин в среде профессиональных музыкантов - эпитет "фанки", то есть посредственный, незатейливый, сейчас часто используют английские и американские критики при рецензировании пластинок.
Только в начале 80-х годов, когда окончательно приелась механистичная диско-музыка, фанк , как не менее "танцевальная", но гораздо более живая и дающая творческий простор форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.
Funk , несомненно, стал доминирующим танцевальным ритмом 80-х и успешно конкурировал с Hi-Energy .
С лёгкой руки Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock), который ввёл в арсенал музыкантов, играющих фанк , весь спектр современных электронных инструментов, фанк 80-х стал звучать в полном соответствии с требованиями времени. Музыканты с энтузиазмом использовали новые возможности и, в отличие от многих звёзд диско, фанк-исполнители благополучно пережили крушение диско и продолжают работать и в наши дни.
Funk с начала 70-х и до наших дней - это музыканты разных поколений, такие как Джеймс Браун (James Brown), Арета Франклин (Aretha Franklin), Пола Абдул (Paula Abdul), The Imagination, Freak Power, Brand New Heavies, EarthWind&Fire, Tower Of Power, Jamiroquai, Масео Паркер (Maceo Parker), Incognito, Count Basic, Майкл Джексон (Michael Jackson), и много других классных исполнителей, создающих оригинальную музыку, в которой зачастую нелегко различить корни - фанк 60-70х.
В своем первоначальном значении термин "Funk " практически исчез из обихода, хотя использование элементов этого стиля в композициях последних лет говорит о том, что музыкальное долголетие фанку гарантировано.

Funk - один из основополагающих стилей в музыке второй половины ХХ века. Является составной частью таких стилей как jazz-rock , fusion , hip hop , acid jazz , jungle , disco , drum bass и многих других.
Музыка стиля funk является прямым продолжением музыки soul . Подчас даже специалисту непросто провести четкую грань между ними.
Термин соул (душа) обозначал движение американских негров в борьбе за свои права еще во времена рабовладения в США. Верующие американские рабовладельцы пытались тогда узаконить убийство негров, утверждая, что они, как животные, не имеют души и поэтому Первая заповедь Христа не нарушается. Черные идеологи сделали факт наличия души у негров основным моментом в борьбе за выживание. В результате возникли соул-братства, а американские негры стали называть друг друга соул-братьями или просто словом соул.
Как новый вид музыки soul появился в середине 50-х годов ХХ века. Зародившийся в конце 30-х rhythm blues (ритм-энд-блюз) черный городской электрифицированный блюз получил название rock roll (рок-энд-ролл) для удобства его распространения среди белой аудитории. Некоторые представители ритм-энд-блюза, объединив эту музыку с идеями духовных негритянских песнопений spirituals (спиричуелз) и gospels (госпелз), придали ей новое звучание.
Так возник soul . Его основателем считается певец Рэй Чарлз (Ray Charles), а первыми, наиболее яркими представителями Джеймс Браун (James Brown) и Сэм Кук (Sam Cooke). Но, если Рэй Чарлз придал музыке соул лирический, бытовой характер, то Джеймс Браун начал вкладывать в свою музыку более серьезные проблемы. В 1962 году он открыто объявил себя Соул-братом номер один. Таким образом, с самого начала музыка соул стала развиваться по двум направлениям как социально наполненная, обращенная к неграм, и как облегченно-развлекательная, красивая и лирическая.
Коммерческий бум музыки соул привел к возникновению множества компаний, две из которых стали основателями целых направлений в черной поп-музыке. Это фирма Motown в Детройте и Stax в Мемфисе. Характерно, что первая, созданная негром Берри Горди, взяла курс на создание развлекательной соул-музыки для белых, и поэтому впоследствии получила всемирную известность. Направление Мотаун представляют такие выдающиеся артисты как Дайана Росс (Diana Ross), Марвин Гей (Marvin Gaye), Стиви Уандер (Stevie Wander), Майкл Джексон (Michael Jackson) и множество других. Фирма Stax , созданная белыми предпринимателями, наоборот, пыталась сохранить истинно-черный дух музыки соул. Ее представителями были такие яркие фигуры как Уилсон Пикетт (Wilson Pickett), Руфас Томас (Rufus Thomas), Отис Реддинг (Otis Redding).
К 1968 году в США накалилась политическая обстановка. После убийства черного лидера Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в черных кварталах многих городов, а в крупных городах Чикаго, Детройте, Бостоне, Вашингтоне негры устроили массовые демонстрации, которые были разогнаны с большим количеством человеческих жертв. Борьба за права негров в Америке приобрела более активный, а местами агрессивный характер. Развернули свою деятельность такие организации как Black Panther (Черные Пантеры) и Black Muslims (Черные Мусульмане). Некоторые негры, разочарованные в христианстве, в знак протеста принимали мусульманскую веру, меняя свои имена.
Некоторые из популярных соул-музыкантов поняли, что находиться в стороне от этих проблем, оставаясь простым развлекателем, уже нельзя. Леди Соул - певица Арета Франклин (Aretha Franklin), отвечая требованиям назревшего черного самосознания, выпустила в 1968 году ряд песен, где открыто прозвучала тема протеста и было произнесено слово свобода. Тогда же и Джеймс Браун записал ставшую хитом песню Say It Loud, I" m Black and I" m Proud! (Скажи это громко - я черный, и горжусь этим!). Именно с этого времени и появляется слово funk , как символ нового, более жесткого направления в черной музыке. Да и сама эта музыка становится гораздо жестче и острее, чем soul .
Слово фанк давно употреблялось как часть бытового жаргона жителями негритянских гетто. Согласно некоторым источникам, оно обозначает запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Слово это появилось в музыкальном обиходе с легкой руки джазового композитора и пианиста Хораса Сильвера (Horace Silver), выпустившего в 1952 году свою пьесу с названием Funky Hotel . Позже этот термин был использован группой Dyke the Blazers в их хите Funky Broadway . Ну, а Джеймс Браун придал этому термину всемирную популярность, придав ему социальный смысл.
Первыми исполнителями того, что впоследствии отнесут к музыке фанк , были джазмены, игравшие еще в конце 50-х, начале 60-х более энергичный, специфический вид джаза, близкий к музыке soul . Прежде всего, это Хорас Сильвер (Horace Silver), Квинтет братьев Эддерли (Adderley), Арт Блейки (Art Blakey) и Jazz Messengers , Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Доналд Берд (Donald Byrd), Грант Грин (Grant Green) с диском His Majesty King Funk , а так же здезды хаммонд-органа Джимми Смит (Jimmy Smith) и Джек МакДафф (Jeck McDuff).
Если говорить о различии между FUNK и SOUL с чисто музыкальной точки зрения, то в первую очередь надо отметить, что в музыке FUNK используются совершенно иные ритмические структуры. Соул, как и ритм-энд-блюз, музыка триольная, когда каждая четверть такта мысленно делиться на три восьмых. Фанк это музыка на восемь восьмых, когда четверть делится точно пополам, или с небольшим смещением (такой ритм называется шаффл - Shuffle). Кроме того, здесь более острые синкопы и более разнообразная фактура, создаваемая аккомпанирующими инструментами.Гармонические конструкции в музыке фанк чрезвычайно просты, обычно все держится на одном аккорде, но зато ритмическая ткань достаточно сложна. Она как бы соткана из нескольких самостоятельных линий, накладываемых друг на друга и заполняющих все ритмическое пространство.
Пик популярности Джеймса Брауна как фанк -звезды пришелся на конец 60-х, начало 70-х годов. Джеймс Браун это наиболее мощная и влиятельная фигура в фанке, но чтобы понять что такое фанк Джеймса Брауна надо слушать альбомы 70-х годов в частности "Sex Machine Today" и " Body Heat".
Продолжателями его дела стали его же партнеры, отделившиеся в последствие от него. Это гитарист Джордж Клинтон (George Clinton), создавший такие группы как The Parliament и Funkadelic , популярные до сих пор, а также басист Бутси Коллинз (Bootsy Collins) и его Bootsy s Rubber Band . Джордж Клинтон на обложках своих пластинок изображал знак черных борцов за свободу (коза - кулак с поднятыми мизинцем и указатльным пальцем образ буквы U от слова Unity единство, в ответ на знак хиппи V Victory победа), а также популяризировал лозунг One Nation united under the Groove (Одна нация, объединенная чувством ритма).

Жесткость истинного фанка в лице Ларри Грэма (Larry Graham), групп Kool and the Gang , Ohio Players , братьев Джонсон (The Brothers Johnson) с одной стороны, и агрессивность черного атонального джазового авангарда в лице Арчи Шеппа (Archie Shepp), Альберта Айлера (Albert Ailer)или Фарао Сандерса (Pharoah Sanders) стали созвучны движению черных националистических движений.
В это же время в самом расцвете находилась и рок-культура, которая объединяла в основном белую молодежь.
В среде рок-исполнителей возникли разновидности белого блюза (British Blues) и музыки соул, которая была названа Blueyed Soul (Голубоглазый Соул). Ее ярчайшими представителями стали Джо Кокер (Joe Cocker) и Дженнис Джоплин (Jennis Joplin), а также группы Righteous Brithers , Young Rascals , Delaney and Bonnie , Averige White Band и многие другие.
Но постепенно фанк отошел от политической борьбы, развиваясь как собственное направление, а также оказывая влияние на другие жанры. Как результат возникли поп-ансамбли нового типа, использующие достаточно сложные ритмические и гармонические структуры (например Earth, Wind Fire или Tower of Power). Ключевые места на арене мировой популярности надолго заняли такие артисты как Майкл Джексон (Michael Jackson), Принц (Prince) или Стиви Уандер (Stevie Wonder), чья музыка пронизана концепцией фанка.
С другой стороны именно фанк с его изощренными синкопами породил disco , свою противоположность, музыку предельно упрощенную в ритмическом отношении. И в этом деле немаловажную роль сыграла музыка одного из выдающихся представителей музыки фанки-фьюжн Хэрби Хенкока (Herbie Hancock).
Почти одновременно с этим, в начале 80-х, фанк занял свое прочное место в культуре hip-hop, вышедшей из недр черных гетто. В настоящее время фанк лежит в основе таких направлений как Aсid Jazz , Jungle , Drum Bass , а также вкраплен даже в некоторые разновидности музыки new age .
Наибольшее влияние funk оказал на такое многогранное музыкальное явление как jazz-rock/fusion.
Работы саксофониста Гровера Уашингтона (Grover Washington Jr.) начала 70-х годов, явили собой яркий пример альянса традиций фанка и соул-джаза. Ну, а поздняя музыка М. Дэйвиса 80-х годов, начиная с диска Man with a Horn , это пример концептуального фанка, вобравшего в себя много слоев музыкальной культуры. Важно отметить и тот факт, что в лице джазовых звезд, пришедших в фанк , эта музыка получила чисто инструментальное воплощение.
Одним из первых, кто откровенно применил ритмику pop-funk в джазе, в соединении с современными электронными инструментами, был Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock). Его диск Headhunters (1973 год) стал основополагающим в процессе дальнейшего развития стиля funky-fusion , а также заметно повлиял и на то, что сейчас называют словом Cool Jazz или Smooth Jazz (David Sanborn, Grover Washington, Kenny G., Bob James). В дальнейшем Хэнкок не раз обращался к фанку в сочетании с такими направлениями хип-хопа, как брейк-данс (break dance) Future Shock (1983), Sound System (1984), и рэп Dis Is Da Drum (1994). Его знаменитый видео-клип, снятый на основе пьесы Rock It , стал всемирно известным хитом и получил приз Grammy.
Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок . Ярким примером тому могут служить замечательные образцы современного поп-фанка- записи Томаса Долби (Thomas Dolby), группы Level 42 или, хотя бы, Slangehammer Питера Гэбриэла (Peter Gabriel).
Funk , в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии. Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами. По времени это совпало с аналогичным спадом у значительной части молодежи интереса к истинным формам рок-музыки: к арт-року, хард-року, фолк-року, блюз-року, к психоделическим и другим ее проявлениям. Массовый потребитель хотел чего-нибудь попроще, а главное - поспокойнее.
Фанк с более простым ритмом стал основой ритмической структуры стиля ДИСКО .
В конце 70-х "фанк " превратился в своего рода пренебрежительный термин в среде профессиональных музыкантов - эпитет "фанки", то есть посредственный, незатейливый, сейчас часто используют английские и американские критики при рецензировании пластинок.
Только в начале 80-х годов, когда окончательно приелась механистичная диско-музыка, фанк , как не менее "танцевальная", но гораздо более живая и дающая творческий простор форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.
Funk , несомненно, стал доминирующим танцевальным ритмом 80-х и успешно конкурировал с Hi-Energy .
С лёгкой руки Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock), который ввёл в арсенал музыкантов, играющих фанк , весь спектр современных электронных инструментов, фанк 80-х стал звучать в полном соответствии с требованиями времени. Музыканты с энтузиазмом использовали новые возможности и, в отличие от многих звёзд диско, фанк-исполнители благополучно пережили крушение диско и продолжают работать и в наши дни.
Funk с начала 70-х и до наших дней - это музыканты разных поколений, такие как Джеймс Браун (James Brown), Арета Франклин (Aretha Franklin), Пола Абдул (Paula Abdul), The Imagination, Freak Power, Brand New Heavies, EarthWind&Fire, Tower Of Power, Jamiroquai, Масео Паркер (Maceo Parker), Incognito, Count Basic, Майкл Джексон (Michael Jackson), и много других классных исполнителей, создающих оригинальную музыку, в которой зачастую нелегко различить корни - фанк 60-70х.
В своем первоначальном значении термин "Funk " практически исчез из обихода, хотя использование элементов этого стиля в композициях последних лет говорит о том, что музыкальное долголетие фанку гарантировано.

Создание фанка в России – это, как ни крути, занятие для Дон-Кихотов (или Рэндлов Макмёрфи, если хотите). Слишком уж у нас любят музыку распевную, мелодичную и протяжную, а вот все эти ваши грувы и синкопы не очень-то в почете. Тем не менее, фанк в России существует с переменным успехом вот уже лет 20-25 (знатоки скажут, что лет так 50, но я говорю именно про оформленную сцену с соответствующей культурой).

По мере того как наши музыканты все больше впитывали оригинальный стиль, росло желание исполнять фанк на языке оригинала. Повсеместное проникновение интернета сделало это стремление практичным, ведь в наши дни можно достучаться до слушателей из самых разных частей света, и логично, что лучше при этом петь на общепринятом языке, чтобы быть понятым.

Тем не менее, русскоязычный фанк все же существует, хоть уложить наш распевный слог в ломаную ритмику – задача не из простых. Сегодня я хочу вам рассказать о некоторых российских коллективах, которым удается исполнять музыкальное наследие Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона на своем родном языке.

МД&С Павлов

Кто это: Экс-барабанщик знаменитой московской рок-группы «Звуки Му» Алексей Павлов в начале 90-х решил радикально сменить направление и обратился к современному хип-хопу и урбан-джазу. В результате он едва ли не единолично «ввез» в Россию эту незнакомую музыку, а заодно наладил связь с такими монстрами черной музыки, как Херби Хэнкок и Рой Эйерс.

Примерно до середины 90-х МД&С (министр дел и мастер церемоний) Павлов был значимой силой на столичной клубной сцене. Провозгласив себя крестным отцом фанка и хип-хопа в России, он сделал ставку на фриковато-яркий образ и эксцентричный музыкальный юмор. Сейчас Алексея чаще можно увидеть за ударной установкой, в том числе в составе различных инкарнаций «Звуков Му».

Слушать в первую очередь: МД&С Павлов «Я вернулся» (2001)


Феликс Лахути

Кто это: Московский скрипач-виртуоз, играющий на пятиструнной электрической вариации инструмента. На его счету – бесчисленное количество концертов и записей в самых разных жанрах, от фанка и хип-хопа до джаза, поп-музыки и электроники. Помимо музыкальной деятельности, он также является организатором фестивалей, концертов и других культурных проектов.

В фанке Феликс позиционируется как последователь Джорджа Клинтона – одно время он даже участвовал в концертах P -Funk Allstars . Именно в стилистике Пи-фанка и записаны альбомы проекта Лахути Funky Land . В настоящее время скрипач продвигает проект UniverSoul, объединяющий представителей отечественной соул-сцены.

Слушать в первую очередь: Felix Lahuti & Funky Land "FREAKosmos" (2005)


Pozitiva

Кто это: Столичная группа под руководством вокалиста Сергея Голованова, заявляющая себя как «Оркестр Ураганного Фанка». Вообще, из сегодняшнего списка можно сделать вполне логичный вывод, что именно в Москве жива традиция петь фанк по-русски. Скорее всего, это связано со стремлением говорить на одном языке с многомиллионным населением города, тогда как провинция больше нацелена на всемирную сетевую публику.

За последние два-три года парни из Pozitiva проделали большую работу над саундом и теперь действительно звучат ураганно и плотно. По факту, сейчас это самый стабильный русскоязычный состав из числа отечественных фанкеров.

Слушать в первую очередь: Pozitiva «Удивление» (2015)


South Band

Кто это: Ялтинская фанк-группа, которая в силу геополитических изменений теперь относится к числу российских. Образована она была в 2013 году на базе заведения South Cafe – отсюда и название. Руководит бэндом личность весьма известная – это диджей Scream , один из самых активных популяризаторов фанка на постсоветском пространстве.

Репертуар South Band состоит как из собственных русскоязычных песен, так и кавер-версий классического и современного фанка . В последнее время крымчане намекают на скорый выпуск первого студийного альбома, а пока их музыку можно услышать, например, на официальном видео международного брейкданс-чемпионата Battle of the Year.

Слушать в первую очередь: VK -плейлист South Band

Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску.

Чтобы продолжить поиск, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

В вашем браузере отключены файлы cookies . Яндекс не сможет запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на странице нашей Помощи.

Что значит фанк ? Короткое слово из четырех букв, но столько всего вмещается в этом слове. Это не просто стиль, это один из столпов современной музыки, который величаво возвышается над обыденностью и скукой. Своим появлением на свет фанк, как и многие музыкальные стили, обязан угнетенным афроамериканцам. Именно на благодатной почве негритянских госпелов, спиричуэлов, трайблов возросло мощное направление фанка, которое объединило в себе все эти элементы традиционной афроамериканской музыки, вобрав немного джаза , соула и блюза .

Результат оказался потрясающим, и в 1960х-1970х в клубах США зазвучала новая, срывающая крышу, музыка. Первым в этом деле стал Джеймс Браун. Его всемирно известные хиты "Out of Sight", "Papa"s Got a Brand New Bag", "I Got You (I Feel Good)", вышедшие в 1964-65 гг., возвестили о рождении нового стиля с новыми ритмами и настроением. На тот момент фанк был чисто танцевальной музыкой, которая непременно характеризовалась подвижным темпом и характерными ритмическими рисунками, от которых ноги сами шли в пляс. Джеймс Браун не только сделал такие ритмы бешено популярными, но и стал примером для подражания многих вокалистов, благодаря особой манере исполнения. После 1965 г. Америку захлестнула волна фанковых исполнителей: Dyke and the Blazers, Charles Wright & the Watts 103rd Street Rhythm Band, Tower of Power, Sly & the Family Stone, The Meters. Все они внесли свой значимый вклад в развитие фанка, покорили хитпарады и сердца сотен тысяч, а то и миллионов слушателей.

На заре 1970-х в фанковую музыку образца Джеймса Брауна постепенно добавились элементы психоделического рока, хип-хопа и соула. Parliament Funkadelic, Rufus & Chaka Khan, Ohio Players, Con Funk Shun, The Bar-Kays, Commodores, Рой Айерс, Барри Уайт и многие другие обрели популярность, соединяя фанк с различными направлениями. Почти все эти исполнители широко транслировались на радиостанциях и были весьма и весьма успешными в коммерческом плане. К концу десятилетия оказалось, что фанк серьезно повлиял на развитие бешено популярного стиля диско – многие главные диско-хиты начала 1980-х напрямую унаследовали фанковые ритмы.

Кстати, в эпоху диско фанк не сильно сдал свои позиции, а, добравшись до африканского континента, обрел там новую форму, названную афробитом. Это детище фанка и исконно африканских песнопений и гармоний превратилось в популярный жанр танцевальной музыки в африканских странах. Не гнушались фанковым саундом и джазовые музыканты, привнеся в утонченный джазовый сумбур больше электронных фишек и танцевальных ритмов. Опять-таки, в сочетании с соулом и диско такая смесь стала именоваться джаз-фанком. Но это еще не всё. На рубеже 1970-80-х с массовым внедрением синтезаторов, драм-машин и прочих электронных фокусов сформировалось направление электро-фанка, в котором успешно работали Yellow Magic Orchestra, Afrika Bambaataa, Хэрби Хэнкок и Рик Джеймс. Принс также не стал оставаться в стороне от модных веяний фанка и привнес в этот многогранный стиль свой фирменный почерк. Так, Принс во многом облегчил звучание фанка, сделав его максимально приближенным к диско, подчеркнул сексуальность и зрелищность данного направления. Его примеру последовал и другой король поп-музыки Майкл Джексон.
К концу 1980-х мода на фанковые ритмы просочилась и на рок-сцену. Принс, кстати, тоже поучаствовал в кровосмешении фанка и рока, издав в этот период несколько фанко-роковых композиций. Extreme, Red Hot Chili Peppers, Living Colour, Jane"s Addiction, Primus, Fishbone, Faith No More, Infectious Grooves – все они тем или иным образом использовали фанк в сочетании с рок-музыкой и даже металлом. В начале 1990-х стало понятно, что без элементов фанка в музыке вообще никуда не деться. В хип-хопе стало популярным использование семплов из старых фанковых хитов, фанко-роковые коллективы типа RHCHP и Jamiroquai прочно засели в топах мировых чартов, танцевальная музыка также неминуемо продолжила брать за основу фанковые ритмические приемы.

Итак, фанк прочно вошел в музыкальную жизнь. На рубеже тысячелетий десятки тысяч исполнителей используют фанковые приемы в том или ином виде. Даже мировые поп-дивы вроде Бейонси и Дженнифер Лопес были замечены в экспериментах с фанковыми элементами в своих песнях. Появились и коллективы, которые обратились к истокам – фанку времен Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона. Среди таких можно обозначить Medeski Martin & Wood, Robert Randolph & The Family Band, Galactic, Widespread Panic, Jam Underground, Diazpora, Soulive, Karl Denson"s Tiny Universe, Lettuce.
Очевидно, что фанк перестал быть каким-то конкретным музыкальным стилем. Это больше, чем стиль, это некая универсальная субстанция из ритма, мелодии, танца, эротизма, свободы и еще бог знает, чего. Фанк присутствует везде, как будто растворился в мировом музыкальном океане, постоянно обновляясь и переживая очередное рождение.

, Acid jazz , G-Funk , Фанк-рок , Jazz funk , Диско , Хаус , Хип-хоп , Техно Синт-фанк , Funktronic

Слово фанк - жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» («Get funk!, Get funky!») джазмэны употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk ). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.

Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на бас-гитаре » слэп , который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah . «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в риффах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока. Последователем фанка в новом веке стал стиль funktronica , современное развитие синт-фанка .

История

Фанк появился в середине 1960-х в США , как видоизменённый утяжелённый соул. Изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал, как певец соула и ритм-энд-блюза. Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года. Первоначально, фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание.

Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х, когда помимо Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона большую популярность получили команды Sly & the Family Stone и Earth, Wind & Fire . В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз , порождая переходные стили. Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads , Minutemen). В 1970-х , одним из создателей и исполнителей стиля «электрофанк» был Херби Хэнкок , оказавший огромное влияние на развитие этого стиля. Фанк оказывает значительное влияние на развитие рок-музыки 90-х гг. во многом благодаря белым музыкантам и таким группам как Red Hot Chili Peppers , Primus , Jamiroquai , Beastie Boys , и Spin Doctors .

Исполнители

Музыкальные стили, родившиеся от традиционного фанка и/или использующие его элементы

  • Funk rock (INXS・・)
  • Punk Funk (Rick James・・)

Напишите отзыв о статье "Фанк"

Отрывок, характеризующий Фанк

– Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута.
– Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть.
– Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли.
Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Загрузка...
Top