Биография. Литературно-исторические заметки юного техника Отто шмидт биография

Материал из Юнциклопедии


Известный советский полярный исследователь, Герой Советского Союза академик Отто Юльевич Шмидт был выдающимся математиком, астрономом, геофизиком, путешественником, исследователем полярных стран. А в 1929 г. он отправляется на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа, где организует геофизическую обсерваторию. На следующий год ледокол «Георгий Седов» плывет дальше в неисследованные северные районы Карского моря. Здесь в августе 1930 г. открыли остров Визе, существование которого было теоретически предсказано советским ученым, исследователем Арктики В. Ю. Визе. Восточнее экспедиция открыла острова Воронина, Длинный, Домашний, а также западные берега Северной Земли.

В 1930 г. Шмидта назначают директором Арктического института. В последующие годы развертывается большая исследовательская работа в Арктике, строятся полярные станции.

Шмидт принимает решение пройти Северный морской путь за одну навигацию. Ледокол «Сибиряков» вышел из Архангельска 28 июля 1932 г. Решили идти не через пролив Вилькицкого, а высокими широтами в обход Северной Земли, как никто никогда не плавал. В Чукотском море встретились тяжелые льды. «Сибиряков» потерял лопасти у винта, затем лопнул гребной вал. На корабле сшили из брезентов и поставили паруса. Ледокол вошел в Берингов пролив, впервые в истории пройдя за одну навигацию путь от устья Северной Двины до Берингова пролива.

В 1932 г. Шмидта назначили начальником только что организованного Главного управления Северного морского пути. Кроме полярных станций был создан ледокольный флот и авиация.

В 1933 г. Шмидт возглавил экспедицию на ледокольном пароходе «Челюскин». В конце пути около Берингова пролива корабль был раздавлен льдами и затонул. Все высадились на дрейфующий лед. Стойкости, организованности и мужеству советских людей поражался весь мир. Спасли участников экспедиции летчики полярной авиации.

Под руководством Шмидта была организована первая дрейфующая полярная станция «Северный полюс-1». 6 июня 1937 г. ее экипаж начал дрейф в арктических льдах. Советская полюсная экспедиция положила начало новому этапу в исследовании и освоении Арктики.

раздел «Географ-краевед»

раздел «Астроном»

Отто Юльевич Шмидт - советский ученый-математик, геофизик, географ, астроном, академик (с 1935 г.). Родился в Могилеве, в 1913 г. окончил Киевский университет. В 1923- 1956 гг. был профессором математики в Московском университете и одновременно вел руководящую научную и научно-организационную работу в различных областях.

Для комплексного изучения Земли как планеты Шмидт основал новый институт - Институт теоретической геофизики Академии наук СССР и стал первым его директором (1937- 1949; ныне это Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта). С 1932 по 1939 г. он возглавлял Главное управление Северного морского пути. Участвовал в организации дрейфующей научной станции «Северный полюс-1» (1937), за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В области астрономии Шмидт во главе коллектива ученых разработал космогоническую теорию «холодного» образования Земли и других планет Солнечной системы из газопылевого облака, окружавшего Солнце. По этой теории, мелкие частицы прото-планетного облака сначала слипались в тела небольших размеров, а затем уже в планеты. Особой заслугой Шмидта как теоретика было то, что он доказал принципиальную возможность захвата Солнцем случайно встреченного им протопланетного облака. Гипотеза Шмидта позволила дать объяснение распределению момента количества движения между Солнцем и планетами, впервые согласовывала между собой многие астрономические, геофизические и геологические факты: например, объясняла наблюдаемую закономерность в распределении планет Солнечной системы и хорошо согласовывалась с оценками возраста Земли по возрасту горных пород. Гипотеза Шмидта является важным вкладом в небесную механику и звездную динамику.

В честь О. Ю. Шмидта названы остров в Северном Ледовитом океане, равнина в Антарктиде и мыс на Чукотке. За лучшие работы по геофизике Академия наук СССР присуждает премии им. О. Ю. Шмидта.

раздел «Математик»

О. Ю. Шмидт - замечательный советский ученый, общественный и государственный деятель, Герой Советского Союза (1937), академик (1935), вице-президент Академии наук СССР (1939 1942).

Овеянное легендой имя О.Ю. Шмидта в памяти миллионов людей навсегда связано с освоением Арктики, Северного морского пути, с челюскинской эпопеей, с высадкой на лед научно-исследовательской станции «Северный полюс-1». Однако при всей многогранности научных интересов О.Ю. Шмидт всю жизнь оставался прежде всего математиком-по образованию, по складу мышления, по глубине и продолжительности своих привязанностей.

В 1909 г. молодой Шмидт поступил на физико-математический факультет Киевского университета. Там он с увлечением изучает теорию групп-одну из самых абстрактных областей математики. Уже в студенческие годы он печатает на эту тему две научные статьи и через несколько лет начинает работу над монографией «Абстрактная теория групп», опубликованной в 1916 г. Эта книга выдержала еще два издания и на несколько десятилетий стала настольным пособием алгебраистов.

После получения диплома Шмидт был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию, и молодой ученый, казалось, целиком посвятил себя науке. Но революционные события разбудили в нем, по его словам, «человека воли, действия». По личному указанию В. И. Ленина О. Ю. Шмидт работал над подготовкой и реализацией ряда проектов, был членом комиссий народных комиссариатов. Он стал организатором высшего образования в стране. С 1924 по 1941 г. Отто Юльевич был главным редактором Большой советской энциклопедии.

Летом 1927 г. О.Ю. Шмидту представилась возможность совершить поездку в Геттинген-математическую столицу того времени и встретиться там с крупнейшими математиками, среди них и с Д. Гильбертом. Шмидт ознакомился с достижениями в изучаемой им области за целое десятилетие и сумел доказать замечательную теорему «о бесконечных группах с конечной цепью», ставшую классической.

Коренная перестройка основ алгебры, начавшаяся в конце 20-х гг., предъявила новые требования к преподаванию в университетах. По инициативе О.Ю. Шмидта в МГУ была организована кафедра высшей алгебры, а затем научно-исследовательский семинар по теории групп. Семинар и кафедра превратились в один из основных алгебраических центров в СССР.

30-е гг. были заполнены работой по освоению Арктики. О.Ю. Шмидт становится директором Арктического института, затем-начальником Глав-севморпути. В 1932 г. экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые за одну навигацию прошла из Архангельска в Тихий океан. На следующий год Шмидт возглавил ставшее историческим плавание на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути.

В середине 40-х гг. О.Ю. Шмитд выдвинул новую гипотезу об образовании Земли и планет Солнечной системы, над которой он работал вместе с группой ученых до конца жизни.

И в эти годы Шмидт не оставляет научной деятельности. При всей своей занятости ученый продолжает работать над теорией групп. Вопросы, которые он разрабатывал, оставили заметные вехи на пути развития этой теории. Последняя работа основоположника советской тео-ретико-групповой школы выполнена в 1947 г., но математическая деятельность ученого продолжалась до последних дней его жизни.

О встречах с О.Ю. Шмидтом сохранились воспоминания советских академиков П. С. Александрова, Б. Н. Делоне, А. Н. Колмогорова. Академик П.С. Александров писал: «Обилие - вот, пожалуй, то слово, которое приходит, когда думаешь о личности О.Ю. Шмидта. Обилие ума и обилие сердца, полное развитие человеческой личности в ее интеллектуальном, эстетическом, волевом, эмоциональном и социальном аспектах».

Отто Юльевич Шмидт (18 сентября 1891, Могилёв - 7 сентября 1956, Москва) - советский математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира (1928), исследователь Севера.

Профессор (1924). Академик АН СССР (01.06.1935, член-корреспондент с 01.02.1933), АН УССР (27.05.1934), Герой Советского Союза (1937).

Биография

Предки по отцовской линии из немцев-колонистов, перебравшихся в Лифляндию (Латвию) во второй половине XVIII века, а по материнской - латыши по фамилии Эргле. В детстве работал в лавке письменных принадлежностей. Учился в классической Могилёвской мужской гимназии (сейчас гимназия № 3 Могилёва). Деньги на обучение одарённого мальчика в гимназии нашлись у его латышского дедушки Фрициса Эргле.

Студент Киевского университета

С золотой медалью окончил гимназию в Киеве (1909). Окончил физико-математическое отделение Киевского университета, где учился в 1909-1913 годах. После окончания университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию и под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в теории групп. С 1916 приват-доцент Киевского университета.

С октября 1917 начальник управления по продуктообмену Наркомата продовольствия, в 1918-1920 член коллегии Наркомпрода. В 1918 вступил в РСДРП (интернационалистов), в 1918-1919 член ЦК. В 1919 вместе со всей партией принят в РКП(б), при этом в его партийный стаж зачли время пребывания в партии интернационалистов.

В 1928 году О. Ю. Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира.

Один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-1942).

В 1929 году основал кафедру высшей алгебры физико-математического факультета МГУ (с 1933 г. - механико-математический факультет МГУ), которой заведовал по 1949 год.

В 1930-1934 годах руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». В 1930-1932 годах - директор Всесоюзного арктического института, в 1932-1938 годах - начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП).

Вклад в науку

Разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака. Труды по высшей алгебре (теории групп). Внёс вклад в изучение северных полярных территорий. В 1932 был начальником экспедиции на пароходе ледокольного типа «Сибиряков», совершившей первое в истории плавание по Северному морскому пути за одну навигацию. Инициатор и идейный вдохновитель создания «Большой советской энциклопедии», являлся главным редактором по поручению правительства Советского Союза. Был инициатором создания академического института геофизики.

Семья

У Отто Шмидта три сына, Владимир, Сигурд и Александр:

  • Владимир Оттович Шмидт (2 марта 1920 - 25 декабря 2008) - кандидат технических наук, профессор. Мать - Вера Фёдоровна Шмидт; сестра библиотечного деятеля, книговеда, библиографа, историк, географа, статистика, доктор географических наук, профессора Николая Федоровича Яницкого.
    • Дочь - Вера Владимировна Шмидт (3 февраля 1944 - 7 ноября 2014) - педиатр.
    • Сын - Фёдор Владимирович Шмидт (р. 3 октября 1946) - врач-проктолог.
  • Сигурд Оттович Шмидт (15 апреля 1922 - 22 мая 2013) - советский и российский историк. Мать - Маргарита Эммануиловна Голосовкер (19 апреля 1889 - 8 ноября 1955), музеевед и литературовед, заведующая сектором художественной иллюстрации Института мировой литературы АН СССР (1935-1949), автор монографии «М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество» (М.: Искусство, 1941); сестра философа и переводчика Я. Э. Голосовкера.
  • Александр Оттович Шмидт (15 сентября 1934 - 11 июня 2010). Мать - Александра Александровна Горская (1906-1995), участница экспедиции на пароходе «Челюскин» (в списках значится как уборщица), награждена орденом Красной Звезды.

Зарубежная пресса называла его Красным Колумбом. Отец Отто Юльевича не был капитаном. И сам Шмидт мог скорее пойти в портные и сапожники, но только не в ученые и путешественники. Но ему повезло: родственники сообща решили выучить одаренного мальчика, чего бы это ни стоило.

Он родился в 1891 году. Отто еще не исполнилось и 18 лет, как его охватила идея стать ученым. Будущий математик и исследователь подошел к свой мечте с точки зрения точного и скрупулезного расчета — он решил составить список необходимой литературы с примерным количеством страниц и часов. Юного математика ждало глубокое разочарование — никакой человеческой жизни не хватит, чтобы выполнить задуманную программу — ведь на то, чтобы прочитать самое нужное и познавательное, ему понадобилось бы 1000 лет!

На первом курсе университета он написал научную работу, о которой заговорили математики. Ленин назначил Шмидта членом коллегии народного комиссариата продовольствия, а затем и членом коллегии комиссариата финансов. Шмидт в финансах разобрался очень скоро, даже написал научную работу «Математические законы денежной эмиссии» и вывел несколько специальных формул.

В 1926 году Земля Франца-Иосифа была объявлена территорией СССР, осталось лишь водрузить флаг и основать полярную станцию.

В 1929 году «красный академик» получил предложение от советского правительства возглавить экспедицию на Арктику. Цель экспедиции — достигнуть Земли Франца-Иосифа, доставить туда зимовщиков и организовать самую северную научную станцию. Шмидт был назначен одновременно начальником экспедиции и правительственным комиссаром архипелага Земли Франца-Иосифа, а также других островов, которые могла открыть экспедиция в границах СССР.

В первый день плавания пересекли полярный круг. Чем дальше уходили на север, тем более утолщались ледяные поля с беспорядочно нагроможденными на них торосами. Идти стало затруднительно — судно мореплавателей — «Седов» — не ледокол, а «ледокольный пароход», по размерам раз в пять меньше «Красина».

Случалось, что целую вахту — четыре часа — ценой огромных усилий и большого количества сожженного в топках угля ледокольный пароход «Седов» пробивался всего на корпус. У берегов Земли Франца-Иосифа Отто Юльевич мог не раз погибнуть. Перед отплытием на большую землю Шмидт решил еще раз проверить, хорошо ли устроили полярников. Он уже собирался отправиться назад, на ледокол, когда ветер нагнал в бухту тяжелые льдины. Ледокол маневрировал далеко от берега и подойти не мог — у берега были мели. Шмидт решил добираться без лодки. Он взял багор и стал перепрыгивать с одной льдины на другую. Иногда он плыл на льдине, отталкиваясь багром. С корабля ему на помощь прислали лодку. Шмидт спрыгнул в лодку, и она тут же перевернулась. С корабля спустили лодку побольше и доставили академика на борт.

28 июля показалась Земля Франца-Иосифа. Станцию поставили на мысе Седова, под крестом, поставленным самим Седовым.

21 августа «Седов» вышел в научное плаванье на Дальний Север. Корабль шел к 83 параллели и достиг 82° 14 северной широты. Так был побит мировой рекорд плавания в евразийском секторе Арктики. 700 километров отделяли «Седова» от Северного полюса.

Неожиданно пароход попал в ледяной плен, и Шмидт с группой добровольцев решили добираться до Земли Франца-Иосифа пешком. 28 часов скитаний по дрейфующим льдам не дали никакого результата. Все дальше и дальше уносило льды от берега, и все шире становились разводья. Надежда на спасение исчезала с каждой минутой. И лишь чудом вырвавшийся из ледяного плена «Седов» спас Шмидта и его спутников.

30 августа «Седов» тронулся в обратный путь. Льды мешали продвижению, и Шмидт предложил оригинальное решение — идти на юг через север. Этот кружной путь оказался хоть тяжелым, но проходимым. К концу путешествия пароход износился до крайности.

11 сентября 1929 года закончился первый арктический поход Шмидта. А когда все исследования Арктики правительство решило сосредоточить в одном учреждении и создало Арктический институт, Шмидт был назначен директором этого института. Во время второй Арктической экспедиции Шмидт решил высадить группу добровольцев на Северной Земле, сроком на два года.

Второе плаванье «Седова» из Архангельска должно было решить гораздо более сложные задачи: снова нужно было достичь берегов Земли Франца-Иосифа, сменить доставленных туда зимовщиков и расширить станцию.

Ледокол «Седов» вышел из Архангельска 15 июля 1930 года. Сначала он зашел на Землю Франца-Иосифа в бухту Тихую и сменил зимовщиков. После бухты Тихой ледокол отправился к Северной Земле. Тогда и выяснили, что Северная Земля не остров, а архипелаг.

Через два года Шмидт вернулся за зимовщиками на ледоколе «Сибиряков», сменил зимовщиков и решил обогнуть Северную Землю с севера. У Шмидта была карта архипелага, составленная экспедицией.

Однако судно затерло льдами, лед впереди по курсу взрывали динамитом. Уголь кончился. Но «Сибиряков» обогнул Северную Землю, поскольку Шмидт предложил поставить паруса. И 1 октября в 14 часов 45 минут ледокол «Сибиряков» под парусами вошел в Берингов пролив и вышел в Тихий океан. Впервые за всю историю человечества за одну навигацию был пройден весь Великий Северный морской путь. 1 октября 1932 года Шмидту исполнилось 48 лет.

«Сибирякова» торжественно встречали во всех портах, а в Японии ему поставили новый вал. Этой экспедиции впервые удалось в одну навигацию преодолеть Северный морской путь от Архангельска к Берингову проливу.

Свой следующий день рождения Шмидт опять встречал во льдах на пароходе «Челюскин». Почти за сто лет до этого плаванья подштурман российского флота Семен Челюскин первым из европейцев достиг самой северной точки Азиатского материка, названной в его честь мысом Челюскина. Так же назвали и пароход.

Поломки «Челюскина» начались еще в Балтийской море, а когда пароход попал во льды Карского моря, то сразу же полетели заклепки, разошлось несколько швов, а в корпусе судна появилась такая трещина, что люди через нее передавали друг другу рукавицы. Все считали, что через трудные льды «Челюскин» поведут ледоколы. Но у «Красина» сломался вал, а ледорез «Литке» потерпел аварию. И «Челюскин» прошел весь путь самостоятельно. Пароход таскало льдами несколько месяцев. В том, что «Челюскин» будет раздавлен льдами, Шмидт не сомневался, но скрывал от всех.

Это случилось 13 февраля. Спасти челюскинцев было очень трудно: корабль затонул в таком районе Арктического океана, куда ни ледоколы, ни самолеты в зимнее время не добирались. Шмидт организовал постройку лагеря и аэродрома, а по вечерам читал лекции.

«Что бы сделал англичанин на месте Шмидта? — говорил Ллойд-Джордж советскому послу академику Майскому. — Ну конечно, для поддержания духа сотоварищей он нагрузил бы их работой. Занял бы спортом, охотой… Но читать лекции! До этого мог додуматься только русский!».

Трещины раскалывали льдину. Одна из них разломила пополам барак. Люди строили через трещины ледовые мосты. 7 апреля самолеты Слепнева, Молоткова и Каманина сели на льдину. Первыми летели женщины и дети, последним решил лететь Шмидт. Самолеты были маленькими. Летчики загружали людей не только в крохотные кабины, но даже в фанерные ящики, которые привязывали под крыльями.

Льды снова наступали на лагерь. Шмидт тяжело заболел, он лежал в штабной палатке и продолжал руководить всеми работами в лагере.

«Начальник лагеря должен улететь последним», — говорил он.

И лишь по распоряжению правительства Шмидт согласился вылететь в американский госпиталь на Аляску. К аэродрому его несли на носилках.

После спасения «Челюскина» на Севере появилась полярная авиация.

Шмидт мечтал о серьезной научной работе на полюсе. Для этого надо жить около полюса, жить подолгу, несколько месяцев. В экспедицию людей Шмидт подбирал сам. В правительстве появились сомнения, а стоит ли отпускать на полюс самого Шмидта? Но тот забастовал: он не мог оставить людей на полюсе, не прожив у них в палатке хотя бы несколько дней. Шмидт прожил с папанинцами 16 дней.

21 мая 1937 года первый тяжелый четырехмоторный самолет — флагман советской воздушной экспедиции, возглавляемой профессором О. Ю. Шмидтом, достиг Северного полюса, пролетел несколько дальше и опустился на ледяное поле на 89°26 северной широты и 282° восточной долготы. В этот день была организована станция «Северный полюс».

26 мая — 5 июня на то же ледяное поле опустились остальные самолеты полярной эскадры. Они доставили организованной станции необходимые материалы и запасы.

Организация станции «Северный полюс» с помощью тяжелых самолетов была большим достижением. Советские летчики начали совершать посадки на ледяные поля в горле Белого моря еще в 1927 году. Но состояние льдов у полюса было почти неизвестно. При организации станции «Северный полюс» тяжелые самолеты сделали тринадцать безаварийных посадок и подъемов с ледяных полей как в районе самого полюса, так и между 84 и 85° северной широты. Это было торжество советской науки и советской техники.

6 июня все самолеты улетели обратно на Большую землю, оставив на льду зимовщиков. Советские полярники не только достигли Северного полюса, но и впервые в истории Арктики организовали там хорошо оборудованную научную станцию.

До организации станции «Северный полюс» о движении льдов в приполюсном районе было известно мало. Предполагалось, что станция пробудет здесь около года, после чего ее снимут те же самолеты. Но действительность не оправдала этих ожиданий.

Ледяное поле, на котором была устроена станция, начало двигаться — сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее — к проливу между Гренландией и Шпицбергеном, а затем и в Гренландское море. Станция «Северный полюс» превратилась в самую настоящую экспедицию.

19 февраля 1938 года, когда станция находилась на 70°47 северной широты и 340°12 восточной долготы, зимовщики этой станции были сняты с почти разломанного ледяного поля подошедшими ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман». Всего дрейф станции продолжался 274 дня на протяжении, если считать по прямой линии, около 2100 километров.

В результате работ станции «Северный полюс» было установлено, что в районе Северного полюса никаких островов и земель нет и не может быть; был изучен рельеф морского дна на всем протяжении дрейфа; установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря до самого полюса; опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района; изучено движение льдов и верхних (до 900 метров) слоев воды под действием ветра. Ценные результаты дали гравиметрические и магнитные наблюдения. Метеорологические наблюдения разрушили прежние представления о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных районах; в частности, показали, что циклоны, по крайней мере в летнее время, то и дело прорываются к полюсу, в то время как некоторые предполагали, что над полюсом постоянно держится область повышенного давления.

Большое значение — практическое и теоретическое — имеют наблюдения дрейфа и поведения ледяных полей Центральной Арктики. Самый факт, что зимовщики через 9 месяцев оказались южнее 71° северной широты, вопреки предположению, что они проведут в высоких широтах около года, доказывает, насколько ошибочны были представления о движении льдов в Арктическом бассейне.

О. Ю. Шмидт руководил несколькими полярными экспедициями для открытия Северного морского пути. Величайшим достижением Шмидта была подготовка и организация первых дрейфующих станций во главе с Папаниным.

В 1939 году Шмидта избрали первым вице-президентом Академии наук СССР Он основал институт геофизики Земли, был создателем и редактором Большой Советской Энциклопедии. Шмидт Отто Юльевич умер в Москве в 1956 году. В последние годы своей жизни ученый разработал новую версию происхождения Земли.

(1891-1956 гг.) — известный полярный исследователь.

Он был выдающимся астрономом, математиком, геофизиком, исследователем полярных широт.

В 1930 году Шмидт отправляется на ледоколе «Георгий Седов» к Земле , где организует геофизическую обсерваторию. На следующий год ледокол «Георгий Седов» плывет дальше в неисследованные северные районы . Здесь в августе 1930 года был открыт остров Визе, названный по имени ученого, исследователя , который теоретически предсказал его местонахождение там. Эта экспедиция открыла еще много островов.

С 1930 года О.Ю.Шмидта назначают директором Арктического института. В последующие годы разворачивается большая исследовательская работа, строятся полярные станции.

В 1932 году Шмидт принимает решение пройти путем - кратчайшим расстоянием между и у берегов - за одну навигацию. 28 июля ледокол «Сибиряков» вышел из Архангельска. Шмидт решил идти высокими широтами в обход , как никто никогда не плавал. В экспедиции встретились тяжелые льды. «Сибиряков» потерял лопасти винта, затем лопнул гребной вал. На корабле сшили из брезента и поставили паруса. Ледокол вошел в пролив, впервые в истории пройдя за одну навигацию этот путь.

В 1933 году Шмидт возглавил экспедицию на ледоколе «Челюскин», чтобы еще раз пройти без зимовки Северный морской путь и окончательно убедить тех, кто не верил в реальность освоения трассы. Авторитетная комиссия, в которую входили ведущие кораблестроители, посчитала судно непригодным для дальнего плавания, тем не менее ледокол «Челюскин» вышел в арктический поход имея на борту свыше ста человек. Пароход добрался до пролива, но здесь его сковали льды и унесли далеко на север, в центр . После тяжелой зимовки судно было раздавлено льдами. Это случилось 13 февраля 1934 года.

Произошло неизбежное: левый борт «Челюскина» разорвало льдами. Вот как описал впоследствии эту картину радист парохода: «В серых сумерках произошло страшное - погибал наш корабль, наш дом… Скрежет, грохот, летящие обломки, клубы пара и дыма…» При катастрофе погиб один человек, не успевший спрыгнуть на льдину. Все остальные оказались в относительной безопасности в ледовом «лагере Шмидта». В зарубежном мире мало кто сомневался в трагическом исходе - неминуемой гибели 104 челюскинцев. Но их мужество и выдержка, большой организаторский талант О.Ю.Шмидта и его помощников помогли людям обрести спокойствие и надежду.

На льдине не было ни единого проявления паники, круглосуточно продолжались научные исследования по самой широкой программе. Люди, жившие в палатках на скудном пайке, не теряли присутствия духа. Спасение пришло к ним с неба. Гражданские и военные пилоты ринулись на помощь к людям. 13 апреля, ровно через два месяца после гибели парохода, последний челюскинец был доставлен на берег.

Под руководством О.Ю.Шмидта была организована первая дрейфующая полярная станция « -1». 6 июня 1937 года ее экипаж начал дрейф в арктических льдах. Эта экспедиция положила начало новому этапу в .

В 1944 году О.Ю.Шмидт разрабатывает . Ее возникновение было связано с тем, что появились новые данные, которые было трудно объяснить с помощью гипотезы Канта-Лапласа. Необходима была новая гипотеза, которая и объясняла бы эти данные. Ее разработали В.Г.Фесенко и О.Ю.Шмидт. По этой теории, Земля и другие небесные тела Солнечной системы образовались из холодного космического и пыли, имевшего дисковидную форму. Движение облака вокруг своей оси привело к его уплотнению и формированию небесных тел. После образования Земли начался ее разогрев и массовое излияние лавы, что привело к появлению первичной и формированию первичной . Образование первичной атмосферы спровоцировало выпадение дождей и образование первичного океана.

Велики заслуги О.Ю.Шмидта перед отечеством, и его именем названы полуостров в северной части , вершина и перевал , в и другие объекты.

Отто Юльевич Шмидт

Зарубежная пресса называла его Красным Колумбом. Отец Отто Юльевича не был капитаном. И сам Шмидт мог скорее пойти в портные и сапожники, но только не в ученые и путешественники. Но ему повезло: родственники сообща решили выучить одаренного мальчика, чего бы это ни стоило.

Он родился в 1891 году. Отто еще не исполнилось и 18 лет, как его охватила идея стать ученым. Будущий математик и исследователь подошел к свой мечте с точки зрения точного и скрупулезного расчета - он решил составить список необходимой литературы с примерным количеством страниц и часов. Юного математика ждало глубокое разочарование - никакой человеческой жизни не хватит, чтобы выполнить задуманную программу - ведь на то, чтобы прочитать самое нужное и познавательное, ему понадобилось бы 1000 лет!

На первом курсе университета он написал научную работу, о которой заговорили математики. Ленин назначил Шмидта членом коллегии народного комиссариата продовольствия, а затем и членом коллегии комиссариата финансов. Шмидт в финансах разобрался очень скоро, даже написал научную работу «Математические законы денежной эмиссии» и вывел несколько специальных формул.

В 1926 году Земля Франца-Иосифа была объявлена территорией СССР, осталось лишь водрузить флаг и основать полярную станцию.

В 1929 году «красный академик» получил предложение от советского правительства возглавить экспедицию на Арктику. Цель экспедиции - достигнуть Земли Франца-Иосифа, доставить туда зимовщиков и организовать самую северную научную станцию. Шмидт был назначен одновременно начальником экспедиции и правительственным комиссаром архипелага Земли Франца-Иосифа, а также других островов, которые могла открыть экспедиция в границах СССР.

В первый день плавания пересекли полярный круг. Чем дальше уходили на север, тем более утолщались ледяные поля с беспорядочно нагроможденными на них торосами. Идти стало затруднительно - судно мореплавателей - «Седов» - не ледокол, а «ледокольный пароход», по размерам раз в пять меньше «Красина».

Случалось, что целую вахту - четыре часа - ценой огромных усилий и большого количества сожженного в топках угля ледокольный пароход «Седов» пробивался всего на корпус. У берегов Земли Франца-Иосифа Отто Юльевич мог не раз погибнуть. Перед отплытием на большую землю Шмидт решил еще раз проверить, хорошо ли устроили полярников. Он уже собирался отправиться назад, на ледокол, когда ветер нагнал в бухту тяжелые льдины. Ледокол маневрировал далеко от берега и подойти не мог - у берега были мели. Шмидт решил добираться без лодки. Он взял багор и стал перепрыгивать с одной льдины на другую. Иногда он плыл на льдине, отталкиваясь багром. С корабля ему на помощь прислали лодку. Шмидт спрыгнул в лодку, и она тут же перевернулась. С корабля спустили лодку побольше и доставили академика на борт.

28 июля показалась Земля Франца-Иосифа. Станцию поставили на мысе Седова, под крестом, поставленным самим Седовым.

21 августа «Седов» вышел в научное плаванье на Дальний Север. Корабль шел к 83 параллели и достиг 82° 14 северной широты. Так был побит мировой рекорд плавания в евразийском секторе Арктики. 700 километров отделяли «Седова» от Северного полюса.

Неожиданно пароход попал в ледяной плен, и Шмидт с группой добровольцев решили добираться до Земли Франца-Иосифа пешком. 28 часов скитаний по дрейфующим льдам не дали никакого результата. Все дальше и дальше уносило льды от берега, и все шире становились разводья. Надежда на спасение исчезала с каждой минутой. И лишь чудом вырвавшийся из ледяного плена «Седов» спас Шмидта и его спутников.

30 августа «Седов» тронулся в обратный путь. Льды мешали продвижению, и Шмидт предложил оригинальное решение - идти на юг через север. Этот кружной путь оказался хоть тяжелым, но проходимым. К концу путешествия пароход износился до крайности.

11 сентября 1929 года закончился первый арктический поход Шмидта. А когда все исследования Арктики правительство решило сосредоточить в одном учреждении и создало Арктический институт, Шмидт был назначен директором этого института. Во время второй Арктической экспедиции Шмидт решил высадить группу добровольцев на Северной Земле, сроком на два года.

Второе плаванье «Седова» из Архангельска должно было решить гораздо более сложные задачи: снова нужно было достичь берегов Земли Франца-Иосифа, сменить доставленных туда зимовщиков и расширить станцию.

Ледокол «Седов» вышел из Архангельска 15 июля 1930 года. Сначала он зашел на Землю Франца-Иосифа в бухту Тихую и сменил зимовщиков. После бухты Тихой ледокол отправился к Северной Земле. Тогда и выяснили, что Северная Земля не остров, а архипелаг.

Через два года Шмидт вернулся за зимовщиками на ледоколе «Сибиряков», сменил зимовщиков и решил обогнуть Северную Землю с севера. У Шмидта была карта архипелага, составленная экспедицией.

Однако судно затерло льдами, лед впереди по курсу взрывали динамитом. Уголь кончился. Но «Сибиряков» обогнул Северную Землю, поскольку Шмидт предложил поставить паруса. И 1 октября в 14 часов 45 минут ледокол «Сибиряков» под парусами вошел в Берингов пролив и вышел в Тихий океан. Впервые за всю историю человечества за одну навигацию был пройден весь Великий Северный морской путь. 1 октября 1932 года Шмидту исполнилось 48 лет.

«Сибирякова» торжественно встречали во всех портах, а в Японии ему поставили новый вал. Этой экспедиции впервые удалось в одну навигацию преодолеть Северный морской путь от Архангельска к Берингову проливу.

Свой следующий день рождения Шмидт опять встречал во льдах на пароходе «Челюскин». Почти за сто лет до этого плаванья подштурман российского флота Семен Челюскин первым из европейцев достиг самой северной точки Азиатского материка, названной в его честь мысом Челюскина. Так же назвали и пароход.

Поломки «Челюскина» начались еще в Балтийской море, а когда пароход попал во льды Карского моря, то сразу же полетели заклепки, разошлось несколько швов, а в корпусе судна появилась такая трещина, что люди через нее передавали друг другу рукавицы. Все считали, что через трудные льды «Челюскин» поведут ледоколы. Но у «Красина» сломался вал, а ледорез «Литке» потерпел аварию. И «Челюскин» прошел весь путь самостоятельно. Пароход таскало льдами несколько месяцев. В том, что «Челюскин» будет раздавлен льдами, Шмидт не сомневался, но скрывал от всех.

Это случилось 13 февраля. Спасти челюскинцев было очень трудно: корабль затонул в таком районе Арктического океана, куда ни ледоколы, ни самолеты в зимнее время не добирались. Шмидт организовал постройку лагеря и аэродрома, а по вечерам читал лекции.

«Что бы сделал англичанин на месте Шмидта? - говорил Ллойд-Джордж советскому послу академику Майскому. - Ну конечно, для поддержания духа сотоварищей он нагрузил бы их работой. Занял бы спортом, охотой… Но читать лекции! До этого мог додуматься только русский!»

Трещины раскалывали льдину. Одна из них разломила пополам барак. Люди строили через трещины ледовые мосты. 7 апреля самолеты Слепнева, Молоткова и Каманина сели на льдину. Первыми летели женщины и дети, последним решил лететь Шмидт. Самолеты были маленькими. Летчики загружали людей не только в крохотные кабины, но даже в фанерные ящики, которые привязывали под крыльями.

Льды снова наступали на лагерь. Шмидт тяжело заболел, он лежал в штабной палатке и продолжал руководить всеми работами в лагере.

«Начальник лагеря должен улететь последним» , - говорил он.

И лишь по распоряжению правительства Шмидт согласился вылететь в американский госпиталь на Аляску. К аэродрому его несли на носилках.

После спасения «Челюскина» на Севере появилась полярная авиация.

Шмидт мечтал о серьезной научной работе на полюсе. Для этого надо жить около полюса, жить подолгу, несколько месяцев. В экспедицию людей Шмидт подбирал сам. В правительстве появились сомнения, а стоит ли отпускать на полюс самого Шмидта? Но тот забастовал: он не мог оставить людей на полюсе, не прожив у них в палатке хотя бы несколько дней. Шмидт прожил с папанинцами 16 дней.

21 мая 1937 года первый тяжелый четырехмоторный самолет - флагман советской воздушной экспедиции, возглавляемой профессором О. Ю. Шмидтом, достиг Северного полюса, пролетел несколько дальше и опустился на ледяное поле на 89°26 северной широты и 282° восточной долготы. В этот день была организована станция «Северный полюс».

26 мая - 5 июня на то же ледяное поле опустились остальные самолеты полярной эскадры. Они доставили организованной станции необходимые материалы и запасы.

Организация станции «Северный полюс» с помощью тяжелых самолетов была большим достижением. Советские летчики начали совершать посадки на ледяные поля в горле Белого моря еще в 1927 году. Но состояние льдов у полюса было почти неизвестно. При организации станции «Северный полюс» тяжелые самолеты сделали тринадцать безаварийных посадок и подъемов с ледяных полей как в районе самого полюса, так и между 84 и 85° северной широты. Это было торжество советской науки и советской техники.

6 июня все самолеты улетели обратно на Большую землю, оставив на льду зимовщиков. Советские полярники не только достигли Северного полюса, но и впервые в истории Арктики организовали там хорошо оборудованную научную станцию.

До организации станции «Северный полюс» о движении льдов в приполюсном районе было известно мало. Предполагалось, что станция пробудет здесь около года, после чего ее снимут те же самолеты. Но действительность не оправдала этих ожиданий.

Ледяное поле, на котором была устроена станция, начало двигаться - сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее - к проливу между Гренландией и Шпицбергеном, а затем и в Гренландское море. Станция «Северный полюс» превратилась в самую настоящую экспедицию.

19 февраля 1938 года, когда станция находилась на 70°47 северной широты и 340°12 восточной долготы, зимовщики этой станции были сняты с почти разломанного ледяного поля подошедшими ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман». Всего дрейф станции продолжался 274 дня на протяжении, если считать по прямой линии, около 2100 километров.

В результате работ станции «Северный полюс» было установлено, что в районе Северного полюса никаких островов и земель нет и не может быть; был изучен рельеф морского дна на всем протяжении дрейфа; установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря до самого полюса; опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района; изучено движение льдов и верхних (до 900 метров) слоев воды под действием ветра. Ценные результаты дали гравиметрические и магнитные наблюдения. Метеорологические наблюдения разрушили прежние представления о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных районах; в частности, показали, что циклоны, по крайней мере в летнее время, то и дело прорываются к полюсу, в то время как некоторые предполагали, что над полюсом постоянно держится область повышенного давления.

Большое значение - практическое и теоретическое - имеют наблюдения дрейфа и поведения ледяных полей Центральной Арктики. Самый факт, что зимовщики через 9 месяцев оказались южнее 71° северной широты, вопреки предположению, что они проведут в высоких широтах около года, доказывает, насколько ошибочны были представления о движении льдов в Арктическом бассейне.

О. Ю. Шмидт руководил несколькими полярными экспедициями для открытия Северного морского пути. Величайшим достижением Шмидта была подготовка и организация первых дрейфующих станций во главе с Папаниным.

В 1939 году Шмидта избрали первым вице-президентом Академии наук СССР Он основал институт геофизики Земли, был создателем и редактором Большой Советской Энциклопедии. Шмидт Отто Юльевич умер в Москве в 1956 году. В последние годы своей жизни ученый разработал новую версию происхождения Земли.

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

КАРЛ ЮЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ /1838-1889/ Чайковский называл Давыдова «царем виолончелистов нашего века», Кюи - «величайшим из виолончелистов не только по недосягаемому совершенству техники, но и по глубокому пониманию, беспредельно изящному вкусу, высшему благородству

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АШ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИШ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Шмидт Вильгельм Шмидт (Schmidt) Вильгельм (16.2.1868, Хёрде, - 10.2.1954, Фрибур, Швейцария), австрийский этнограф и лингвист, глава венской культурно-исторической школы в этнографии, католический священник. Профессор Венского (1921-38) и Фрибурского (с 1939) университетов. Специалист по

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Шмидт Пётр Юльевич Шмидт Пётр Юльевич (23.12. 1872, Петербург, - 25.11.1949, Ленинград), советский зоолог. В 1895 окончил Петербургский университет. В 1906-30 - профессор С.-х. института в Петербурге (Ленинграде); одновременно читал курс ихтиологии в университете и работал (1914-31) в

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ШМИДТ Среди прославивших Россию людей – имя лейтенанта черноморского флота Петра Петровича Шмидта, руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 г. Остров Шмидта, мыс Шмидта в архипелаге Северная Земля назван в честь однофамильца Петра Петровича – Отто Юльевича

Из книги автора

Отто Юльевич Шмидт Зарубежная пресса называла его Красным Колумбом. Отец Отто Юльевича не был капитаном. И сам Шмидт мог скорее пойти в портные и сапожники, но только не в ученые и путешественники. Но ему повезло: родственники сообща решили выучить одаренного мальчика,

Из книги автора

ЛЕВИДОВ, Михаил Юльевич (1892–1942), писатель, журналист, критик 133 Организованное упрощение культуры. Загл. статьи («Красная новь», 1923,

Загрузка...
Top