Генерал-лейтенант рычагов павел васильевич. Павел рычагов За что расстреляли рычагова

Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 2 января 1911 года в деревне Нижние Лихоборы (ныне - территория Северного округа Москвы). Окончил неполную среднюю школу. С 1928 года в рядах Красной Армии. В 1930 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 году - 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа. Служил в строевых частях ВВС. С ноября 1931 года - младший лётчик 3-й авиаэскадрильи ВВС Ленинградского военного округа, с сентября 1933 года - командир звена 109-й истребительной авиаэскадрильи 5-й Житомирской авиабригады, с ноября 1935 года - инструктор авиаэскадрильи высшего пилотажа и воздушной стрельбы 8-й военной школы пилотов, командир звена 109-й истребительной авиаэскадрильи 36-й истребительной авиабригады ВВС Киевского военного округа. За личные успехи по освоению новой авиатехники старший лейтенант П. В. Рычагов награждён орденом Ленина (25.05.1936).

С 20 октября 1936 года по 6 февраля 1937 года участвовал в боевых действиях в Испании в должности командира 1-й авиационной эскадрильи, а затем и 26-й группы истребителей И-15. Выполнил около 80 боевых вылетов (боевой налёт - 105 часов), сбил лично 8 самолётов противника (по различным источникам имел и до 15 групповых побед). Сам трижды был сбит, но каждый раз спасался на парашюте. 31 декабря 1936 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга удостоен звания Героя Советского Союза. После учреждения знака особого отличия "Золотая Звезда" ему была вручена медаль № 86.

Вернувшись из Испании, майор П. В. Рычагов командовал 65-й истребительной авиаэскадрильей. В 1937 году поступил на учёбу в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. В ноябре 1937 года направлен в Китай, где по апрель 1938 года возглавлял боевую деятельность советских лётчиков-истребителей в боях с японскими захватчиками.

С марта 1938 года - командующий ВВС Московского военного округа. С мая 1938 года комбриг П. В. Рычагов - командующий ВВС и член Военного Совета Приморской группы войск Дальневосточного фронта и Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии. В боях у озера Хасан в 1938 году руководил боевыми действиями авиационной группировки. С ноября 1939 года по март 1940 года комдив П. В. Рычагов принимал участие в Советско-Финляндской войне, командовал ВВС 9-й армии.

С июня 1940 года - заместитель начальника, с августа - начальник Главного управления ВВС РККА. Постановлением Совета народных Комиссаров СССР от 4 июня 1940 года ему присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. С марта 1941 года - заместитель Народного комиссара обороны СССР. В апреле 1941 года снят с поста и зачислен на учёбу в Академию Генерального штаба. 24 июня 1941 года арестован и обвинён в антисоветском военном заговоре. 28 октября 1941 года расстрелян вместе с 18-ю другими участниками "заговора". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года лишён звания Герой Советского Союза.

Посмертно реабилитирован Постановлением Главной военной прокуратуры СССР от 23 июля 1954 года. Восстановлен посмертно в КПСС 19 марта 1963 года. 22 апреля 1969 года восстановлен в звании Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина (25.05.1936, 31.12.1936), Красного Знамени (18.03.1938, 25.10.1938, 21.05.1940); медалью "ХХ лет РККА" (1938).


* * *

Список известных воздушных побед П. В. Рычагова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
04.11.1936 2 "Фиат" район Мадрида И-15
05.11.1936 1 Хе-51
06.11.1936 2 Хе-51
15.11.1936 1 Ю-52
06.01.1937 2 Хе-51

Всего сбитых самолётов - 8 + 0; боевых вылетов - около 80.

Из материалов прессы предвоенных лет:

Из фотоматериалов разных лет:

Этапы большого пути...

Из материалов прессы послевоенных лет:

Рычагов Павел Васильевич (1911-1941).

Военный лётчик-ас и военачальник, Герой Советского Союза (31.12.1936 г.), генерал-лейтенант авиации.

Павел Рычагов родился 2 ноября 1911 года в маленькой подмосковной деревне Нижние Лихоборы, ныне в черте Москвы, в семье крестьянина. В детстве он ничем не выделялся среди деревенских мальчишек. Играл в лапту, запускал змея, ходил в школу, увлекался спортом. Окончив неполную среднюю школу, работал на фабрике упаковщиком.
С 1928 года служил в рядах Красной Армии.
В 1930 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1931 году окончил 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков им. ОСОАВИАХИМа. Как лучший её выпускник, получил назначение в 109-ю истребительную авиационную эскадрилью 5-й Житомирской истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
В 1933 году стал командиром звена, а через несколько месяцев командиром авиационного отряда и вывел его в передовые подразделения.
В начале 1936 году за успехи в боевой, политической и технической подготовке старший лейтенант Рычагов был награждён орденом Ленина. В октябре авиаотряд Рычагова в полном составе был отправлен в Испанию.

В течении 4-х месяцев напряжённых боёв, Рычагов пробыл в Испании с 20.10.1936 г. по 6.02.1937 г., совершил около 80 боевых вылетов (общий налёт 105 часов). Эскадрилья истребителей И-15 под его командованием сбила над Мадридом 40 самолётов противника, из них 8 — уничтожил лично их командир.

В начале февраля 1937 года отозван из Испании вместе с уцелевшими лётчиками своего отряда. Присвоено внеочередное воинское звание майор. Он был назначен командиром 65-й истребительной эскадрильи 81-й авиационной бригады.

31 декабря 1936 года за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 86) с вручением ордена Ленина.

В декабре 1937 года его избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
С декабря 1937 года — старший военный советник по использованию советских лётчиков-добровольцев в Китае во время Японо-Китайской войны (1937-1945), командующий советской авиацией.
В период март-апрель 1938 года командующий ВВС МВО.
8 апреля 1938 года ему было присвоено звание «Комбриг». В мае он становится командующим ВВС и членом Военного совета Приморской группы войск Краснознамённого Дальневосточного фронта и 1-й Отдельной Краснознамённой армии. За участие в боях в районе озера Хасан, он был награждён вторым орденом Красного Знамени (25.10.1938 г.). 9 февраля 1939 года получил звание «Комдив».
В 1938 году по предложению И.В.Сталина Рычагов был принят в члены КПСС без прохождения кандидатского стажа. Рекомендации дали Сталин и Ворошилов.
В 1939 году Рычагов был назначен Командующим ВВС 9-й армии, участвующей в боях советско-финской войны, награждён третьим орденом Красного Знамени (21.05.1940 г.). Затем возвратился на Дальний Восток.
11 апреля 1940 года ему было присвоено воинское звание «Комкор», а 4 июня звание «Генерал — лейтенант авиации».
В июне 1940 года назначен заместителем начальника ВВС РККА.
В июле 1940 года — первым заместителем начальника ВВС РККА.
С августа 1940 года (в возрасте 29-ти лет) назначен начальником Главного управления ВВС РККА.
С февраля по апрель 1941 года — одновременно заместитель народного комиссара обороны СССР по авиации.

П.В.Рычагов известен тем, что будучи заместителем НКО СССР по авиации на состоявшемся 9 апреля 1941 года совещании Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, посвящённом вопросам укрепления дисциплины в авиации, на вопрос Сталина о причинах высокой аварийности в ВВС, ответил » … вы заставляете нас летать на гробах!»
12 апреля 1941 года Рычагов был снят с должности и направлен на учёбу в Военную академию Генштаба. 24 июня 1941 года арестован НКВД.
Следствие затягивалось и из-за угрозы приближения немцев к Москве многих арестованных по различным делам эвакуировали.
28 октября 1941 года в посёлке Барбыш вблизи Куйбышева была расстреляна группа арестованных офицеров, в их числе П.В.Рычагов.
В 1954 году П.В.Рычагов был реабилитирован посмертно.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 86;
-два ордена Ленина;
-три ордена Боевого Красного Знамени;
-медаль «XX лет РККА».

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Рычагов Павел Васильевич.

Рычагов Павел Васильевич (1911-1941). Генерал-лейтенант авиации (1940). Герой Советского Союза (1936). Начальник Главного управления ВВС РККА (с августа 1940 г.). Родился в д. Нижние Лихо-боры под Москвой (ныне - район Москвы) в семье крестьянина. В члены ВКП(б) принят в 1938 г. решением ЦК партии без прохождения кандидатского стажа. В Красной Армии - с 1928 г. В 1930 г. окончил Военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде, а в 1931 г. - 2-ю военную школу летчиков им. Осоавиахима в Борисоглебске. Служил младшим летчиком, командиром звена, эскадрильи.

Участник гражданской войны в Испании; находился там с октября 1936 по февраль 1937 г. под псевдонимом Пабло Паланкар. Командуя эскадрильей истребителей И-15, руководил многочисленными воздушными боями и участвовал в них. Летчики его эскадрильи сбили около сорока вражеских самолетов, шесть из которых (пять истребителей, один бомбардировщик) сбиты им лично.

«П.В. Рычагов всегда и всюду проявлял исключительное бесстрашие, выдержку и умение руководить боем, являлся замечательным примером для своих подчиненных. Звание Героя Советского Союза присвоено Постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 г. За выдающиеся личные успехи по овладению боевой авиационной техникой и подготовку подчиненных в том же году награжден орденом Ленина» (Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза. Иркутск, 1983. С. 54)

С декабря 1937 г. по апрель 1938 г. Рычагов - командующий советской авиацией в Китае. 8 марта 1938 г. за боевые отличия в борьбе с японскими агрессорами награжден орденом Красного Знамени.

В 1937 г. Рычагов был гостем на Хиндонском авиационном параде в Англии.

С апреля 1938 по июнь 1940 г. командовал военно-воздушными силами Приморской группы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. За успешное руководство действиями ВВС в боях против японских милитаристов у озера Хасан в 1938 г. награжден орденом Красного Знамени. В апреле 1938 г. Рычагову присвоено воинское звание комбрига, 9 февраля 1939 г. - звание комдива, 11 апреля 1940 г. - звание комкора.

Командуя ВВС 9-й армии, участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. и награжден третьим орденом Красного Знамени. В 1937 г. избирался депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. 4 июня 1940 г. Рычагову присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. В июне 1940 г. он назначен заместителем начальника ВВС Красной Армии, в июле 1940 г. - первым заместителем начальника Главного управления ВВС, а в августе 1940 г. - начальником Главного управления ВВС РККА; в феврале 1941 г. - заместителем народного комиссара обороны СССР. 12 апреля 1941 г. зачислен на учебу в Военную академию Генерального штаба.

Рычагов был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалью «XX лет РККА».

Репрессирован в июне 1941 г., расстрелян в октябре того же года. Посмертно реабилитирован.

Вот что сообщает о предыстории ареста Рычагова С. Грибанов: «Накануне войны Сталин провел заседание, на котором спросил командующего ВВС Рычагова об аварийности в Военно-Воздушных силах. Павел Васильевич, тридцатилетний главком, не имевший страха ни перед противником в бою, ни перед гневом начальства, ответил: „Аварийность и будет высокая. Потому что вы нас заставляете летать на гробах..." Сталин покраснел, остановил суровый взор на Рычагове - все замерли. И тогда, выдержав паузу, с известным акцентом он произнес: „Вы не должны были так сказать". Повторил эту фразу еще раз и распорядился: „Заседание закрывается..."» (Грибанов С. Заложники времени. М., 1992. С. 159). Через некоторое время Рычагова арестовали. Грибанов далее утверждает, что причиной ареста Рычагова были показания, точнее «пребезобразное бесчестье одного из тех, кого всего на неделю раньше Рычагова арестовали. Именно он - это было на первый же день - счел возможным для себя оклеветать Павла Рычагова. Тогда-то его арестовали».

Думается, что причина ареста все же не в этом. Во-первых, сами по себе любые показания (как и признания) с юридической точки зрения не могут быть поводом для заключения, тем более для расстрела. Надо еще доказать, что это не оговор и не клевета. А во-вторых, хорошо известно, как чекисты «выбивали» показания. Пытки, которым подвергались подследственные, выдерживали единицы - физически крепкого маршала К. Блюхера,1 например, просто убили во время «допроса». Во время «допроса» назвал «сообщников» и Мерецков. Первым он назвал маршала Жукова, затем Павлова, Кирпоноса, Смушкевича, Рычагова, Кленова и многих других... (Бунин И. Операция «Гроза», или Ошибка в третьем знаке. СПб., 1994. С. 648; также: Столяров К. Палачи и жертвы. М., 1997).

Понятно, таким образом, что словосочетание С. Грибанова «пребезобразное бесчестье» следует адресовать не тому, «кого всего на неделю раньше Рычагова арестовали», а тому, кто санкционировал арест и поощрял палачей.

И уж никак не объяснить, даже следуя своеобразной логике С. Грибанова, то, что 24 июня 1941 г. прямо на летном поле была арестована

жена Рычагова - заместитель командира авиаполка особого назначения майор Мария Нестеренко. Формула обвинения: «...будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать (!) об изменнической деятельности своего мужа».

Нестеренко была прославленной летчицей, неоднократно демонстрировавшей необыкновенное мужество в небе и редкое мастерство управления самолетом. «Такое же мужество, - пишет о ней специально исследовавший ее судьбу А. Ваксберг, - проявила она и в камере пыток, спасая от клеветнических обвинений себя и мужа... Истязания, которым подвергли эту замечательную женщину, я не в силах описать. У меня не хватает мужества даже на это...» Мария Нестеренко ни в чем не призналась, не подписала ни одного протокола и в октябре 1941 г. была расстреляна вместе с мужем.

Добавим, что без санкции Сталина Берия не смог бы арестовать заместителя наркома обороны, прославленного «сталинского сокола», Героя Советского Союза П. Рычагова и других военачальников не менее высокого ранга, проходивших по этому делу. А верить или не верить тем или иным показаниям - определял сам «мудрый вождь и учитель». Известно, что во многих случаях он лично редактировал обвинительные заключения.

Иное объяснение предлагает авиаконструктор А.С. Яковлев, которого, если судить по его мемуарам, никак не назовешь антисталинистом. Он пишет: «Сталин очень болезненно переживал наши неудачи в Испании. Его неудовольствие обратилось против тех, кто совсем еще недавно ходил в героях, был осыпан вполне заслуженными почестями. В первую очередь пострадали, как потом оказалось, совершенно невинно, Герои Советского Союза Смушкевич2 и Рычагов, а также некоторые другие летчики - участники войны в Испании. Арестовали и группу работников ЦАГИ во главе с начальником Н.М. Харламовым. Большинство из них незадолго до этого в составе технической комиссии, возглавлявшейся Туполевым и Харламовым, побывали во Франции и в США, где, в частности, закупили лицензию на постройку в СССР всемирно известного пассажирского самолета „Дуглас". В чем только их не обвиняли!» (Яковлев А.С. Цель жизни. М., 1974. С. 148).

П. Судоплатов выдвигает свою версию. «В мае 1941 г. немецкий "Юнкерс-52" вторгся в советское воздушное пространство и, незамеченный, благополучно приземлился на центральном аэродроме в Москве возле стадиона „Динамо". Это вызвало переполох в Кремле и привело к волне репрессий в среде военного командования: началось с увольнений, затем последовали аресты и расстрелы высшего командования ВВС. Это феерическое приземление в центре Москвы показало Гитлеру, насколько слаба боеготовность советских вооруженных сил» (Судоплатов П. Разведка и Кремль. М., 1996. С. 139).

Наконец, публицист и юрист А. Ваксберг пишет: «Искать какую-то одну причину, побудившую затеять именно в этот момент столь безумную акцию, - дело, думаю, безнадежное. Запущенная на полный ход машина уничтожения крутилась по своим законам. Остановиться она уже не могла. Нужны были заговоры, диверсии, покушения, происки кишащих повсюду врагов. Иначе страх начинал гаснуть. Иначе отлаженный аппарат подавления мог заржаветь, оказаться ненужным. Иначе Сталин обратил бы свой испепеляющий взор на тех, кто "плохо карал"».

Отметим, что среди «заговорщиков» - герои гражданской войны, участники боев в Испании, на Хасане и Халхин-Голе, виднейшие теоретики и практики военного дела. Трое из них входили в состав ЦК, пятеро были депутатами Верховного Совета СССР. Это уже „второй эшелон" - после того, как был истреблен первый: Рычагову, например, только-только исполнилось 30 лет...

В сентябре 1941 г. ряд заключенных выпустили на свободу. Однако далеко не всех... 16 октября 1941 г. немецкие танки прорвали оборону советских войск и вышли на ближайшие подступы к Москве, к Химкинскому водохранилищу. В Москве началась паника (см. Артемьев П.А.). 28 октября 1941 г. в пос. Барбыш вблизи г. Куйбышева по прямому приказу Берии казнили видных военачальников, которые так нужны были на фронте. Вот их имена: П.В. Рычагов, М.П. Нестеренко (Рычагова), Г.М. Штерн, И.И. Проскуров, Я.В. Смушкевич, А.Д. Локтионов, Ф.К. Арженухин, Д.А. Булатов, П.С. Володин, М.М. Каюков, И.И. Засосов, Г.К. Савченко, И.Ф. Сакриер, СО. Склизков, М.Н. Соборнов, Я.Г. Таубин, А.И. Фибих, Д.А. Розов, З.П. Розова-Егорова, Ф.И. Голощекин. Трое (по другим данным - пятеро) расстреляны в Саратове - М.С. Кедров, П. Пумпур, Э. Шахт (Ваксберг А. Тайна октября 1941-го // Литературная газета. 1988. 20 апреля).

Идет «священная война» советского народа против гитлеровской чумы. Тяжелейшая война за выживание. Катастрофически не хватает опытных военачальников. Любимые маршалы Сталина - Ворошилов, Буденный, Тимошенко, Кулик - оказались совершенно неспособными руководить войсками. В результате Северо-Западным фронтом, в составе которого три армии, командует генерал-майор (П.П. Собенни-ков, июль-август 1941 г. - Сост.)...

Китаевед Марк Казанин рассказывал своим друзьям о том, как некоторое время находился в камере с П.В. Рычаговым. Тот сказал ему: «Если будете живы, передайте нашим, что номер моей „Золотой Звезды"-100».

Примечания

1) В.К. Блюхер (1890-1938) - Маршал Советского Союза (1935). Четырежды кавалер ордена Красного Знамени. Репрессирован, реабилитирован посмертно.

2) Я.В. Смушкевич (1902-1941) - генерал-лейтенант авиации. Дважды Герой Советского Союза (1937, 1939). С 1940 г. - генеральный инспектор ВВС. Расстрелян в октябре 1941 г. Реабилитирован посмертно.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Биография

РЫЧАГОВ Павел Васильевич , советский военный деятель, генерал-лейтенант авиации (1940). Герой Советского Союза (31.12.1936).

Происходил из крестьянской семьи. Окончил семилетнюю школу. В Красной Армии с 1928 г. В 1930 г. окончил Военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде. После окончания в 1931 г. 2-й Борисоглебской военной школы лётчиков имени ОСОАВИАХИМа служил в частях истребительной авиации в Украинском военном округе: летчик 3-й авиаэскадрильи, командир звена 109-й авиаэскадрильи 5-й Житомирской авиабригады. В ноябре 1935 г. его переводят в 8-ю Одесскую военную школу пилотов на должность инструктора авиаэскадрильи высшего пилотажа и воздушной стрельбы. С октября 1936 г. под псевдонимом «Пабло Паланкар» старший лейтенант Рычагов участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства. Командуя звеном и эскадрильей И-16, сбил шесть самолетов противника лично и четырнадцать в группе. После возвращения из Испании был назначен командиром 65-й истребительной авиаэскадрильи, майор. В 1937 г. поступил на учебу в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского.

В декабре 1937 г. направлен в качестве советника в Китай для организации боевой деятельности советских летчиков-истребителей против японских захватчиков. Под его руководством был осуществлен ряд авианалетов по аэродромам в Ханьчжоу и Тайване, где дислоцировались японские авиабазы. Так, 23 февраля 1938 г. в результате авианалета на базу японских ВВС на Тайване было уничтожено более 40 самолетов и многомесячный запас топлива. По возвращении из Китая в марте 1938 г. был назначен командующим ВВС Московского военного округа. В апреле 1938 г. ему присваивают звание комбрига, а в мае того же года назначают командующим ВВС и членом Военного совета Приморской группы войск Дальневосточного фронта. В боях у оз. Хасан он руководил боевыми действиями авиационной группировки. С сентября 1938 г. — командующий ВВС 1-й отдельной Краснознаменной армии. В феврале 1939 г. П.В. Рычагову было присвоено звание комдива. Командуя ВВС 9-й армии, участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг.

С июля 1940 г. 1-й заместитель начальника ВВС РККА, с августа — начальник Главного управления ВВС РККА. В марте 1941 г. назначен заместителем наркома обороны СССР по авиации. После совещания Главного военного совета в начале апреля 1941 г. по вопросам аварийности в ВВС, где Рычагов выступил с резкой критикой новых самолетов и обвинениями в адрес авиаконструкторов, решением Политбюро ЦК ВКП(б) № 26 от 9 апреля был освобожден от должности заместителя наркома обороны и направлен на учебу в Академию Генерального штаба. 15 мая 1941 г. германский самолет Ю-52 вторгся в советское воздушное пространство. Миновав все посты противовоздушной обороны (ПВО) СССР, он пролетел по маршруту Минск — Москва и приземлился на Центральном аэродроме в Москве возле стадиона «Динамо». Это событие продемонстрировало низкую боеготовность советской ПВО и привело к волне арестов среди командования ПВО и ВВС. 24 июня 1941 г. был арестован и Рычагов. В дальнейшем обвинялся в участии в военном заговоре. Расстрелян без суда 28 октября 1941 г. в пос. Барбыш Куйбышевской области. Постановлением Главной военной прокуратуры от 23 июля 1954 г. реабилитирован.

Награждён: 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени и медалью.

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации

РЫЧАГОВ ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

02.01.1911-28.10.1941

Павел Васильевич Рычагов родился 2 января 1911 года в крестьянской семье в деревне Нижние Лихоборы под Москвой (ныне- территория Северного округа столицы). Окончив семилетнюю среднюю школу, помогал отцу вести хозяйство. В свободное время играл в лапту, запускал змея, увлекался спортом. Был заводилой и признанным авторитетом среди местных ребят.

Увидев первый раз в жизни самолет, Павел был очарован этой новой техникой и буквально влюбился в авиацию. Рычагов, не раздумывая, подает заявление с просьбой направить на учебу в одно из летных училищ. Его мечта была осуществлена. В 1928 году Павел Рычагов становится курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.

Из Павла Рычагова получился отличный летчик-истребитель. Он безумно любил летать, быстро осваивал любой тип самолета и виртуозно владел машиной. Про таких говорят, что это летчик от бога. В ходе одного из учебных полетов на самолете курсанта Рычагова произошел отказ двигателя. Самолет загорелся и стал терять высоту. Ситуация омрачалась тем, что у летчиков в то время отсутствовали парашюты. Посадить самолет сразу же не представлялось возможным, так как перед ним находились лес и озеро. Не поддаваясь панике, Павел Рычагов сумел произвести разворот почти на 90 градусов. Планируя на падающем самолете, он сумел приземлиться на опушке леса.

Годы учебы пролетели быстро и незаметно. В 1930 году Рычагов заканчивает Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1931 году - 2-ю военную школу летчиков им. ОСОАВИАХИМа в Борисоглебске.

В ноябре 1931 года для прохождения дальнейшей службы Павел Рычагов был направлен в 3-ю авиационную эскадрилью в Уральский военный округ. Затем был переведен в 109-ю авиационную эскадрилью 36-й истребительной авиационной бригады, расквартированной в Житомире. Служит на должности младшего летчика и продолжает осваивать летную технику, проявляя в полетах образцы мужества и хладнокровия. Зимой 1932 года во время тренировочного полета на самолете У-2 сложилась критическая ситуация. Одна из лыж приняла вертикальное положение. Сажать самолет в таком состоянии было невозможно. Приказав второму пилоту удерживать машину в горизонтальном положении, Павел Рычагов вылез из кабины на крыло и стал бить ногой по лыже. Хоть и не сразу, но ему удалось вернуть ее в нормальное положение. Тем самым самолет был спасен от неминуемой аварии при посадке.

Вскоре о Рычагове заговорили в бригаде. Виной тому были те чудеса, которые он вытворял при летных испытаниях поступающих в эскадрилью новых самолетов. «Ни один летчик не был в состоянии выдержать такой сумасшедшей нагрузки, которую выдерживал Рычагов. За один вылет без посадки он выполнил в воздухе до 250 фигур высшего пилотажа. Сорок фигур на высоте 5000 метров. Затем забрался на 6000 - и здесь опять сорок. 7000 - еще сорок. Полет без кислородной маски, другой бы и без фигур потерял бы сознание на этой высоте. Выполнив положенные сорок фигур, Рычагов немного отдышался и выполняет еще сорок, сорок петель, переворотов, виражей и боевых разворотов: с земли в бинокль видно, как его крошечный самолетик неистовствует в прозрачной, недосягаемой высоте. Затем он опускается на 6000 и здесь вновь крутит сорок. Этажом ниже - еще сорок!.. У земли, в порядке отдыха и легкого развлечения, он легко выполняет двадцать - двадцать пять фигур и, наконец, садится. Какое же надо иметь могучее здоровье, чтобы выдержать такой полет!» {1}

В сентябре 1933 года Павел Рычагов становится командиром звена. Его всегда отличали энергичность и неунывающий нрав. Он страстно любил футбол и свой мотоцикл «Харлей», и посвящал им все свободное время. Вскоре Рычагов возглавил авиационный отряд и вывел его в передовые. Вот что вспоминает о том времени Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.Н. Захаров, командовавший звеном в авиаотряде Рычагова: «Рычагов в моей памяти остался одним из лучших летчиков-истребителей, каких я знал за свою долгую летную жизнь. Став командиром отряда, он не мог быть просто командиром отряда - он должен был быть лучшим командиром отряда. А для этого авиационный отряд следовало вывести в лучшие. И Рычагов этого добился. Мы первыми в эскадрилье приступали ко всем новым программам, первыми освоили ночные полеты. А летать ночью в ту пору было очень сложно. Приборов на самолете по нынешним временам, можно считать, вообще не было.

Скорость, высота, горючее, масло, еще два-три показателя - вот и все, что давали летчику циферблаты да манометры. Средств связи - никаких. Не случайно, очевидно, основным прибором на истребителе считались глаза летчика... Ночные полеты отряд освоил первым, и первым в отряде ночью вылетел, конечно, наш командир. Рычагов всегда все выполнял первым, а уж затем передавал проверенное и изученное им своим подчиненным. Может быть, только поэтому многие заурядные летчики, которым пришлось служить с Павлом Рычаговым, впоследствии становились незаурядными мастерами и пилотажа, и воздушного боя.

Однажды зимой кто-то из наших ребят неуклюже приземлился и свалил всю вину на лыжи: на них, мол, приземляться непривычно и неудобно - никак точно не рассчитаешь... Павел швырнул на полосу перчатку и тут же вскочил в самолет. Сделав круг, он приземлился, да так, что лыжами припечатал ту перчатку в снег. Аргумент был слишком убедительным, чтобы кому-нибудь еще захотелось свалить на лыжи собственную нерасчетливость, неумение.

Боевое честолюбие нашего командира держать за отрядом только первое место было вполне понятно. Это было свойство натуры Павла Рычагова. Он заставлял нас одолевать соперников и в футболе и в волейболе и создал даже маленький самодеятельный оркестр, когда началась полоса всяких конкурсов самодеятельности»{2}.

Неслучайно командование поручало отряду Рычагова все важные задания, будь то представление части на крупных маневрах или испытание нового секретного оружия. Именно под руководством Павла Рычагова были испытаны 8-килограммовые авиабомбы с дистанционным взрывателем против бомбардировщиков и стрельба с самолетов снарядами PC. Но главное испытание ждало молодого командира впереди.

Перед вводом в массовое производство истребителя И-16 его опытные образцы были отданы на испытание в часть, где служил Павел Рычагов. Вот что говорится о тех временах в истории Киевского военного округа: «Широкой известностью пользовался в округе авиаотряд, которым командовал П.В. Рычагов. Сам командир за один вылет выполнял до 250 фигур высшего пилотажа. Испытывая самолет И-16, сделал 110 взлетов и посадок без отдыха. Все летчики, приходившие в отряд П.В. Рычагова, становились под его руководством мастерами воздушного боя и снайперами стрельбы»{3}.

С ноября 1935 года старший лейтенант Павел Рычагов - инструктор авиаэскадрильи высшего пилотажа и воздушной стрельбы 8-й Военной авиационной школы пилотов.

В мае 1936 года эскадрилья Рычагова на истребителях И-15 участвовала в первомайском параде в Москве. 2 мая всех участников парада построили на Центральном аэродроме, где состоялась их встреча с И. Сталиным, К. Ворошиловым, С. Орджоникидзе, М. Тухачевским и другими. Многие участники парада были отмечены государственными наградами и ценными подарками. За выдающиеся личные успехи по овладению боевой авиационной техникой и подготовку подчиненных старший лейтенант П.В. Рычагов был награжден орденом Ленина. Отпраздновал он известие о своем награждении весьма своеобразно, проведя длительный бреющий полет на высоте 5 метров от земли. На вопрос, не страшно ли ему было летать на такой малой высоте, Павел Рычагов ответил: «Страшно тому, кто не уверен в своей машине и в самом себе».

С этого времени начинается взлет карьеры молодого, талантливого летчика. Его имя становиться широко известным среди летного состава Военно-воздушных сил Советского Союза. Он рвется в бой, стремится на деле испытать себя и полученные летные знания. И вскоре такая возможность была ему предоставлена. Командованием было принято решение направить его в качестве военного специалиста на помощь республиканскому правительству Испании, где началась национально-революционная война.

28 октября 1936 года на теплоходе «Карл Лепин» П. Рычагов во главе 15 летчиков-истребителей прибывает в испанский порт Картахена. Под псевдонимом Пабло Паланкар он становится командиром эскадрильи истребителей И-15. Со всей присущей ему энергией и бесстрашием Павел Рычагов вступает в боевые действия. Невысокий, плотный крепыш с ясными глазами понравился всем своим веселым нравом, смелостью и летным мастерством.

4 ноября 1936 года 9 истребителей И-15 из эскадрильи Рычагова впервые вылетели на защиту Мадрида от налетов авиации мятежников. Завязался воздушный бой, в котором им противостояли 12 бомбардировщиков Ю-52, 5 «Ромео-37 бис» и 9 истребителей CR-32. В течение этого дня и до двух часов следующего летчики Рычагова в пяти воздушных боях сбили 7 самолетов противника.

Вот что вспоминает о том времени Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.Н. Захаров: «Республиканским летчикам с ведущим повезло. Павел Рычагов самой природой был создан для этой роли. Многие летчики умели прекрасно летать и отменно дрались, но совсем не каждый из них мог быть ведущим. То, что делал в бою Павел Рычагов, не поддавалось объяснению - это была его стихия, в которой раскрывался данный ему природой талант.

Каждый раз во время сближения И-15 с группой противника Рычагов непостижимым образом угадывал единственный момент, когда следует нападать. Иногда интенсивность заградительного огня ставила летчиков в тупик. Бомбардировщики ходили плотным строем. Их стрелки открывали такой сильный огонь, что трудно было подойти на рабочую дистанцию. Да и прикрытие у них было надежным. С появлением же наших истребителей бомбардировщики врага перестали ходить без прикрытия»{4}.

В воздушных схватках эскадрилья, а позднее - истребительная группа Рычагова, нанесли серьезный урон авиации мятежников и лишили их господства в воздухе. Участник тех боев Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.Н. Захаров вспоминает: «Наша группа в воздухе. К Мадриду летят "юнкерсы". Над ними - "хейнкели" и "фиаты". Мы - выше всех. Рычагов держится над строем бомбардировщиков. Огонь от них становится слишком плотным. Мне кажется, что все трассы нацелены в нас - головное звено группы. Но Павел невозмутим - он идет так, будто это не пули, а праздничный фейерверк. Внезапно его самолет резко пикирует. Теперь только бы не отстать от него. Проваливаемся сквозь строй вражеских машин. Рычагов маневрирует - бросает свой истребитель круто вверх. Мы за ним... Выскакиваем под самое брюхо ведущему "юнкерсу", и тут Рычагов открывает огонь. Я тоже жму на гашетки. После меня по "юнкерсу" бьет Ковтун. Бомбардировщик начинает крениться, но все-таки тянет»{5}.

Вместе с первыми победами пришла и горечь потерь. В ходе анализа причин гибели летчиков выяснилось, что большинство из них были ранены или убиты после атак сзади. На самолете И-15 не было бронеспинки на кресле летчика. Техники предложили убрать из кабины аккумулятор весом 30 килограмм, а за счет освободившегося веса соорудить бронеспинку. Но вносить какие бы то ни было изменения в конструкцию самолета строжайше запрещалось. Требовалось согласие командира. «Рычагов не сразу согласился с этой смелой идеей. Выслушав инженера, он показал пальцем на высокий дуб и задумчиво сказал:

За подобную новацию мы оба с тобой будем висеть на этом дереве.

Но было видно, что мысль о незащищенности летчика тоже не дает ему покоя. И через несколько дней он дал "добро" на доработку... Первую самодельную спинку, по приказу Рычагова, установили на самолете испанского летчика Эргидо, который в бою всегда находился в самой гуще свалки и больше всех привозил пробоин. Уже на следующий день Эргидо вернулся из неравного боя и привез в бронеспинке только несколько пулевых отметин»{6}.

Даже в тяжелейшие моменты военного лихолетья, среди непрекращающихся воздушных боев и потерь, Павел Рычагов оставался самим собой. «Оглядывает нас Рычагов своими усталыми глазами. Пабло Паланкар, имя которого знает вся Испания, но лицо которого ей узнать не дано, все такой же. Энергичный, распорядительный, неунывающий. Ему не дают ни минуты покоя. На обращения он реагирует мгновенно, порой даже скорее, чем успевают высказаться.

Товарищ командир, новая партия боеприпасов...

Срочно готовить, сделать контрольные выстрелы.

Товарищ командир, я в отношении...

Знаю. Тех двоих прикрепите к Артемьеву, пусть слетает с ними, проверит.

Ходит грудью вперед, рука в кармане, цепко видит все, то и дело задевая шуткой.

Педро, а ну-ка дай!

Ему откатывают мяч, он неотразимо бьет с левой - в верхний угол ворот.

Футбол и мотоцикл - его страсть. Командир нередко пускается побегать вместе со всеми, благо недостатка в баталиях не бывает. Испанцы - фанаты этой игры, в каждой машине мяч, а то и про запас, любая подходящая минута заполняется футбольной потасовкой»{7}.

16 ноября 1936 года, в 16 часов дня, над Мадридом разгорелся воздушный бой. Советские летчики под командованием Павла Рычагова встретили семь фашистских бомбардировщиков под прикрытием восьми истребителей. Бесстрашно Рычагов принял бой. Обороняясь, эффективным приемом сбил одного фашиста и вывел из строя другого.

Вскоре появились еще десять вражеских истребителей. Воздушный бой продолжался около получаса. В ходе боя Рычагов увлекся преследованием «юнкерса», оторвался от своего звена и попал под перекрестный огонь бомбардировщиков и крупнокалиберных пулеметов истребителей.

Участвовавший в том бою Г.Н. Захаров вспоминает: «..."Чайка" Рычагова была подбита и почти потеряла управляемость. Она шла с большим креном - повреждены были, очевидно, тросы управления. Мы с Ковтуном прикрывали машину командира, и я пытался объяснить Павлу, что ему надо прыгать. Я видел, как Рычагов хотел заставить машину подчиниться, как он в бешенстве ударил кулаком о край борта. Когда прыгать, на мой взгляд, было уже поздно, Павел вдруг оставил машину. Он сделал это на такой малой высоте, что парашют едва успел раскрыться»{8}.

Генерал-полковник авиации А.Г. Рытов вспоминает, что Рычагов рассказывал ему о бое, в котором он был сбит, и о своем приземлении:

«- Случилось это над Мадридом, - вспоминал Рычагов. - Крепко зажали меня фашисты. Как ни крутился, но одному против семерки устоять не удалось. Мой самолет загорелся. Чувствую, до аэродрома не дотянуть. А куда прыгать? Подо мной каменные громады домов, шпили церквей. Мадрид - город большой, а бой как раз проходил над его центром. Но не сгорать же заживо. Э, думаю, была не была. Авось попаду на крышу. Перевалился через борт, пролетел несколько метров и рванул кольцо. Встряхнуло меня так, что чуть сапоги с ног не соскочили. А фашисты, сволочи, вьются вокруг и строчат из пулеметов. Им-то хорошо. А мне каково под белым зонтиком болтаться?

Своему рассказу Рычагов придавал не трагическую, а юмористическую окраску.

Спускаюсь я совершенно беззащитный. Каюк, думаю. А посмотреть вниз, чтобы выбрать подходящую площадку, некогда. Вдруг ногу обожгло: попал-таки какой-то подлец. Хорошо, если только ранением отделаюсь. Обидно все-таки погибать не на тверди земной.

Вражеские самолеты сопровождали меня чуть ли не до самых крыш. Потом ушли. Глянул вниз - подо мной широкая улица. Людей на ней, как на базаре. Кричат, руками машут. Испанцы - народ экспансивный, до зрелищ падкий. А тут картина куда интереснее, чем бой быков на арене цирка.

Поджал я ноги, готовясь к приземлению, да так прямо на толпу и свалился. Люди, понятно, разбежались. Раненая нога не выдержала удара об асфальт, и я упал на бок. Меня тотчас же окружили люди. Галдят, думают, что разбился. Бережно подняли, усадили, но лямки парашюта расстегнуть не догадались. А мне дышать трудно, воздуха не хватает. Когда увидели, что нога у меня в крови, шум подняли еще больше. Что кричат - не пойму. Спасибо одна сеньорина, молоденькая такая, сорвала с головы цветастый платок, склонилась надо мной и начала перевязывать ногу. "Подождите! - кричу ей. - Комбинезон надо разрезать".

Догадалась, видно, попросила одного из мужчин стянуть с моей ноги сапог и разорвать штанину. Потом сама осторожно перевязала рану...

Когда замешательство в толпе прошло, несколько дюжих мужчин подняли меня и на руках отнесли в госпиталь. Душевные люди эти испанцы. К нам они относились, как к родным братьям.

А однажды, - продолжал Павел Васильевич, - ко мне в палату зашел важный и, видать, богатый испанец с переводчиком.

"Сеньор видел, - сказал переводчик, - как вы дрались над городом, как сбили два франкистских самолета. Он восторгается вашей отвагой".

Я кивком головы поблагодарил гостя, который не сводил с меня больших оливковых глаз. Время от времени он прикладывал руку к груди. Потом начал пылко о чем-то говорить. Когда кончил свою длинную речь, переводчик пояснил:

"Сеньор восхищен подвигами ваших соотечественников. Он говорит, что за свою историю русские не раз помогали другим народам в борьбе с врагами. Теперь вот они пришли на помощь трудящимся Испании".

"Вива русиа!" - воскликнул сеньор.

Затем он передал через переводчика, что в знак уважения дарит мне пароход апельсинов и лимонов.

"Целый пароход?" - удивился я.

"Да, пароход", - подтвердил переводчик.

"Передайте сеньору мое большое спасибо, - сказал я. - Но что я буду делать с такой уймой фруктов?"

"Как что? - удивился переводчик. - Это же целое состояние. Вы станете богатым человеком".

Я от души рассмеялся, но не стал разубеждать ни сеньора, ни переводчика.

И что вы с этими фруктами сделали? - спросил я.

Не стал обижать сеньора. Ведь он сделал подарок от души. Я обратился к нашим товарищам из посольства и попросил их обеспечить доставку фруктов испанским детям, эвакуированным в Советский Союз»{9}.

Позже, 3 января 1937 года, приехавший в гости журналист М. Кольцов поинтересовался у Рычагова обстоятельствами того боя:

«- А прыжок на мадридский бульвар - это вам как засчитано?

Лейтенант Паланкар, маленький, плотный, с озорными глазами, отвечает тихо и с лукавинкой:

Как хотите, так и считайте. Конечно, с меня причитается разбитая машина. И я за нее отвечаю. И ведь, по правде говоря, и сам колебался, прыгать ли. Для хорошего бойца чести мало, если выпрыгнешь из самолета, пока его можно хоть как-нибудь пользовать. Это вот у итальянцев, у "фиатов", такая манера: только к их куче подойдешь, только обстреляешь - и уже хаос, дым, сплошные парашюты. А тут была большая драка, и мне перебили тросы. Машина совсем потеряла управление. Я все-таки пробовал ее спасти. Даже на двухстах пятидесяти метрах привстал, отвалился влево и старался как-нибудь держаться на боку. Но ничего не вышло. Тогда, метрах уже на восьмидесяти, решил бросить самолет. Если, думаю, буду жить, рассчитаюсь. Прыгнул - и несет меня прямо на крыши. А у меня голова хоть и крепкая, но не крепче мадридских каменных домов. Хорошо еще, что ветер в нашу сторону: при такой тесноте тебя может ветром посадить к фашистам. Опускаюсь и думаю: мыслимо ли быть таким счастливцем, чтобы, например, спрыгнуть на арену для боя быков... Конечно, таких случаев не бывает. Но вдруг подо мной обнаруживается бульвар Кастельяна. Тот самый, на котором я столько вздыхал по сеньоритам... Ну, прыгнул на тротуар. Самое страшное оказалось здесь. Меня мадридцы почти задушили от радости. Всю куртку изорвали. А за машину я понемногу рассчитываюсь и даже с процентами: четыре "хейнкеля" уже сбил, бог даст, собьем еще что-нибудь подходящее»{10}.

Представляя П.В. Рычагова к награде, командование отмечало: «Командуя эскадрильей И-15, руководил многочисленными воздушными боями и участвовал в них. Летчики его эскадрильи сбили около 40 вражеских самолетов, 6 из которых (пять истребителей, один бомбардировщик) сбиты им лично. П.В. Рычагов всегда всюду проявлял исключительное бесстрашие, выдержку и умение руководить боем, являясь замечательным примером для своих подчиненных»{11}.

31 декабря 1936 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР 17 летчикам и танкистам Рабоче-Крестьянской Красной Армии за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. На следующий день, 1 января 1937 года, список военнослужащих был опубликован в газете «Правда». Под номером 5 в нем значился старший лейтенант Рычагов Павел Васильевич - командир авиационного звена Н-ской эскадрильи.

По состоянию на 7 января 1937 года в эскадрилье И-15 под командованием П.В. Рычагова осталось 15 самолетов из 25, имевшихся в начале ноября, и 16 летчиков, в т.ч. 5 испанцев.

6 февраля 1937 года Павел Рычагов был отозван в Советский Союз. К этому моменту на его личном счету (по неподтвержденным данным) числилось 15 сбитых самолетов. В испанском небе он успел налетать в общей сложности 105 часов.

17 февраля 1937 года Рычагов готовит на имя наркома обороны СССР 16-страничный доклад «Выводы из командировки». Он предлагает произвести модернизацию истребителя И-15: сделать убирающееся шасси, довести скорость до 420-430 км/ч, заменить «чайку» центропланом и вместо двух пулеметов винтовочного калибра поставить два крупнокалиберных пулемета. В результате этого, по мнению Рычагова, И-15 на ближайшие 3-5 лет «будет идеальным фронтовым истребителем». Начавшееся применение на самолетах радиостанций (на И-15 в Испании их не было) Рычаговым не рассматривается как существенная помощь пилоту во время воздушного боя. Он предлагает снять с самолета «лишние» приборы, чтобы они не мешали пилоту, оставив лишь набор, соответствующий истребителям Первой мировой войны.

Касаясь вопросов тактики, Рычагов указывает, что огромное значение имеет первый бой, - если его провести удачно, то и дальше все пойдет хорошо. В психологическом плане действительно так. Но это не означает, что в дальнейшем у летчика все будет только прекрасно. Это же мог понять и сам Рычагов, если бы вспомнил не первый воздушный бой 13 ноября 1936 года, когда погибли 2 советских летчика (Петр Пуртов и Карп Ковтун).

Про атаки бомбардировщиков указывается, что первая атака проходит группой, а вторую каждый ведет самостоятельно. При этом Рычагов не упоминает о том, что его самого сбили во время таких действий, когда он в одиночку атаковал строй «юнкерсов». Не лучше в докладе и с информацией о прикрытии объектов. Рычагов отмечает, что дежурство в воздухе не оправдало себя, так как противник бомбит после того, как истребители покидают зону патрулирования. В данном случае эффективно можно было использовать радиосвязь, но, как отмечалось выше, Рычагов предлагал убрать с самолета все «лишние» приборы.

На Родину Павел Рычагов вернулся окруженный славой и почетом: ему присваивают внеочередное воинское звание «майор», назначают и.о. командира 65-й истребительной эскадрильи и зачисляют на учебу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. В 1937 году Павел Рычагов в составе советской военной делегации участвует в Хиндонском авиационном параде в Англии, а в декабре его избирают депутатом Верховного Совета СССР 1 -го созыва.

В ноябре 1937 года, под псевдонимом «генерал Баталии», майор Рычагов был направлен в Китай на должность советника по истребительной авиации. Ему поручалось формировать авиационные группы и возглавить боевую деятельность советских летчиков-истребителей в боях с японскими захватчиками. Испанский боевой опыт П.В. Рычагова очень пригодился в начальный период, так как первые группы советских летчиков такового не имели, что негативно сказывалось в воздушных боях.

Вот как описывает в своих воспоминаниях то время Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Ф.П. Полынин: «На следующий день после прибытия в Ханькоу я был приглашен к военному атташе М.И. Дратвину. В его кабинете присутствовал главный советник по вопросам использования советских летчиков-добровольцев в Китае Павел Васильевич Рычагов, который руководил всей их деятельностью. Это был крепыш, невысокого роста, богатырского телосложения, со смелыми, немного навыкате глазами. Слава о нем пошла с тех времен, когда он сражался с фашистами в Испании. Этому человеку посвятил не один свой очерк журналист Михаил Кольцов. В декабре 1937 года его избрали депутатом Верховного Совета СССР. П.В. Рычагов одним из первых попросился воевать в Китай»{12}.

С появлением Рычагова жизнь на аэродроме Наньчана сразу же преобразилась. Он провел ряд мероприятий по улучшению боеготовности летных подразделений. Авиаотряд был разбит на звенья, реорганизована система наружного наблюдения и оповещения, улучшена маскировка самолетов и сооружений. Проведя смотр техники пилотирования, Рычагов ввел новый порядок взаимодействия в воздухе при отражении налетов японской авиации. По его указанию И-15 бис брали на себя истребителей сопровождения, а И-16 атаковали бомбардировщиков. Используя свой богатый испанский опыт, Рычагов проводит разборы боевых действий летчиков, разрабатывает тактику ведения боя.

Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.Н. Захаров, оказывавший в то время братскую помощь китайскому народу, вспоминает: «А Павел Васильевич в Китае уже не летал. Здесь от него требовалось умение другого рода, нежели способность водить группу в бой. От него требовалось понимание военной обстановки уже в ее масштабном, стратегическом проявлении. В Испании он был блестящим исполнителем замыслов республиканского командования. Здесь же должен был видеть войну глазами командира высокого ранга, против которого работают неприятельские штабы, сложившаяся военная школа. А школа японского милитаризма была не из слабых. И Рычагов проявил себя как командир, способный планировать и осуществлять неожиданные и очень ощутимые для врага удары»{13}.

Под руководством П.В. Рычагова был осуществлен целый ряд успешных операций. В начале января 1938 года ему стало известно, что на одном из аэродромов г. Нанкина сосредоточилось большое количество японских самолетов. Был спланирован и осуществлен налет 26 советских бомбардировщиков. В результате был полностью уничтожен аэродром и 48 самолетов противника.

Рычагов предупредил Ф.П. Полынина: «"Японцы наверняка попытаются расквитаться за поражение. Будьте готовы к отражению налета на аэродромы". Рычагов оказался прав. Дня через два с передовых постов воздушного наблюдения поступило сообщение: курсом на Ханькоу идет большая группа вражеских бомбардировщиков. Впереди и выше ее - истребители. Нам была знакома тактика японцев. Прежде всего они стремились втянуть в бой наших истребителей, чтобы обеспечить свободу действий своим бомбардировщикам. Рычагов, используя опыт боев в Испании, предложил контрмеры. Он разделил истребители на две группы. Одна из них вступила в схватку с вражескими истребителями, другая неожиданно для врага бросилась на бомбардировщиков. Оказавшись без прикрытия, бомбовозы сбрасывали свой груз куда попало и разворачивались назад. Но многим из них уйти не удалось. Советские истребители преследовали японцев до тех пор, пока у них хватало горючего. Сбитые японские самолеты местные жители находили потом в плавнях, болотах, на рисовых полях»{14}.

В результате успешных действий советских летчиков-добровольцев к концу января 1938 года японский самолетный парк оказался истощен. Япония срочно запросила помощи у своих союзников. Поставки новых самолетов осуществлялись фирмами Германии и Италии на главную базу Военно-воздушных сил Японии, расположенную на острове Тайвань. Техника прибывала в разобранном виде в контейнерах. Узнав об очередной партии прибывших самолетов, Павел Рычагов предлагает осуществить налет. Он участвует в разработке плана и подготовке операции, которая держалась в строжайшем секрете. Основная трудность заключалась в дальности цели - расстояние около 1 тысячи километров. К тому же вблизи моря отсутствовала удобная площадка для посадки скоростных бомбардировщиков и их заправки бензином.

«- Туда придется лететь напрямую, - сказал Рычагов. - А на обратном пути сядете на заправку вот тут. - И он указал на аэродром Фучжоу, расположенный в горах, в 230 км от цели.

23 февраля 1938 года на аэродроме г. Наньчан был проведен митинг. Перед экипажами 28 бомбардировщиков СБ, которые должны были лететь бомбить базу на острове Тайвань, выступил П.В. Рычагов. В своей краткой напутственной речи он напомнил, что 23 февраля - 20-я годовщина РККА, и призвал достойно отметить этот праздник. В тот же день в ходе трех последовательных ударов с воздуха на японскую базу на Тайване было сброшено 280 бомб, большинство из которых попали точно в цель. Удар был настолько внезапным, что ни один из вражеских истребителей не успел взлететь. В результате налета японцы потеряли 40 самолетов (не считая тех, что находились в контейнерах); сгорели ангары и трехгодичный запас горючего{16}. Все 28 советских бомбардировщиков СБ вернулись без потерь. Группа из 12 самолетов, ведомая смешанными советско-китайскими экипажами, также принимавшая участие в операции, потеряла 1 самолет, разбившийся при вынужденной посадке.

Разгром базы японских ВВС на Тайване получил широкую огласку и взбудоражил весь мир. Этот налет вызвал шоковое состояние у японцев. На целый месяц база была выведена из строя и с нее не взлетали самолеты. 8 марта 1938 года за боевые отличия в Китае в борьбе с японскими агрессорами П.В. Рычагов был награжден орденом Красного Знамени.

В конце марта 1938 года по предложению Рычагова три «восьмерки» бомбардировщиков СБ, пролетев более 1000 километров, разрушили в тылу японцев железнодорожный мост через реку Хуанхэ. В результате было сорвано вражеское наступление на восточном участке Лунхайской железной дороги в сторону Сюйчжоу.

В Китае, так же как и в Испании, удача вновь сопутствовала Павлу Рычагову, продолжался фантастический взлет его карьеры. 14 апреля 1938 года П.В. Рычагову было присвоено воинское звание «комбриг» и он был назначен командующим Военно-воздушными силами Московского военного округа. Однако почти сразу, в мае 1938 года, он получает новое назначение - командующим ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта. И это при том, что он до сих пор оставался беспартийным. Но вскоре эта «ошибка» была исправлена.

Перед самым отъездом на Дальний Восток Рычагову передали приказ срочно явиться на дачу Сталина. «Сталин и Ворошилов играли в бильярд. Молодой комбриг доложил о своем прибытии. Сталин, не отрываясь от игры, поздоровался и, обращаясь к наркому обороны, сказал:

Мы назначаем товарища Рычагова командующим авиацией на Дальний Восток, а ведь он беспартийный. Что нам скажут люди, Климент Ефремович?

Товарищ Сталин, комбриг Рычагов доказал назначение всей службой, - взволнованным голосом ответил не ждавший такого начала разговора Ворошилов. - Воевал в Испании, Китае и везде по-большевистски...

А вы, товарищ Ворошилов, дали бы Рычагову партийную рекомендацию?

Дал бы, товарищ Сталин.

Что ж, тогда и я тоже дам, - Сталин повернулся к Павлу. - Вот видите, товарищ Рычагов, нарком хочет, чтобы ЦК рассмотрел вопрос о вашем приеме в партию без прохождения кандидатского стажа. Думаю, Центральный Комитет поддержит предложение. Желаю вам успеха»{17}.

Павел Рычагов был принят в члены ВКП(б) решением ЦК партии без прохождения кандидатского стажа. По прибытии на Дальний Восток ему на второй же день был вручен партбилет.

Военно-воздушные силы Приморской группы Дальневосточного фронта состояли из трех авиабригад (48-я штурмовая, 69-я истребительная и 25-я скоростная бомбардировочная), нескольких отдельных разведывательных эскадрилий, около десяти отдельных отрядов и звеньев. Со всей присущей ему энергией новый командующий берется за дело.

Вспоминает Герой Советского Союза маршал авиации Г.В. Зимин: «В нашей подготовке многое коренным образом изменилось с назначением на должность командующего ВВС Приморской группы комбрига П.В. Рычагова. Он был молод, энергичен, прекрасно летал и имел богатый опыт боев в республиканской Испании и в Китае. По его указаниям стали проводиться групповые массовые учебные бои, в которых одновременно участвовало сто и более самолетов. Обычно после первых же атак боевой порядок сторон нарушался, и в дальнейшем бой вели отдельные экипажи и звенья в очень сложной воздушной обстановке. Такая ситуация была максимально приближена к реальным боевым условиям того времени. В ходе учений ВВС в масштабах Приморья, как правило, предусматривалось большое количество перебазирований на новые оперативные и запасные аэродромы, маневр частями. Это давало серьезную практику летному составу и помогало хорошо изучить аэродромную сеть своего театра боевых действий...

Рычагов в нашей авиации в предвоенные годы был заметной фигурой. Судьба его небезынтересна и в определенной мере показательна для тех лет. Невысокий, крепкий, с цепким, оценивающим взглядом, он был человеком дела, действия. Это качество в людях мне всегда импонировало. По возрасту он был, вероятно, моим ровесником, и одно это в моих глазах резко отличало его от тех авиационных командиров с высокими воинскими званиями, которых я видел в годы учебы. Те были летчиками старшего поколения, от которых Рычагова отличало еще и другое. В 1938 году он имел уже по тем временам немалый практический боевой опыт и как летчик-истребитель, и как командир крупной авиационной группы. В Испании он сбивал самолеты противника сам. В Китае наши истребители под его командованием одержали немало побед над японской авиацией»{18}.

Обстановка на дальневосточных рубежах Советского Союза в то время была очень напряженной. 29 июля 1938 года японские войска вторглись на советскую территорию у озера Хасан и захватили важные в тактическом отношении высоты Заозерную и Безымянную. Советским командованием был разработан план по освобождению захваченной территории и восстановлению государственной границы СССР. Комбригу П.В. Рычагову было поручено руководить боевыми действиями авиационной группировки во время боев у озера Хасан. Приняв на себя командование авиацией, он приказал сбивать все японские самолеты, нарушающие границу.

До 1 августа 1938 года народный комиссар обороны, опасаясь ответных ударов, не разрешал использовать авиацию. Только после доклада Рычагова о произведенном перебазировании было получено разрешение о проведении бомбардировки и штурмовым ударам но высотам и огневым позициям артиллерии противника.

1 августа 1938 года на японские позиции было совершено 5 авианалетов. Бомбометанию и пулеметному обстрелу подверглись: дорога у Дигашеди, по которой выдвигались резервы противника, высоты «68,8» и Заозерная. При этом один самолет СБ был поврежден осколками своих бомб, загорелся и упал. Выпрыгнуть с парашютом успел лишь один член экипажа.

В 7 утра 2 августа 1938 года советская авиация предприняла попытку нанести удар по высоте Заозерной. В налете принимали участие 59 самолетов: 22 СБ, 17 Р-5ССС, 7 P-Z и 13 И-15. Обнаружив в районе боевых действий туман, от бомбардировки были вынуждены отказаться, так как из-за плохой видимости был велик риск нанесения удара по своим частям. Самолеты легли на обратный курс и сбросили неиспользованные бомбы на один из полигонов. В 8 утра другая группа самолетов из 24 СБ нанесла удар из-под кромки облаков с высоты 200 метров по западным склонам высоты Заозерной. Противнику удалось ружейно-пулеметным огнем повредить один самолет, но он смог вернуться на свой аэродром. До конца дня 7 самолетов (6 P-Z и один И-15) нанесли бомбовый удар по сопке Богомольная.

С 3 по 5 августа 1938 года из-за непогоды авиация практически бездействовала. Вспоминает Герой Советского Союза маршал авиации Г.В. Зимин: «Наша эскадрилья перебазировалась в район озера Хасан на аэродром Барабаш. Туда же были перемещены еще четыре авиационные эскадрильи. На маленьком полевом аэродроме, с двух сторон зажатом горами, находились семьдесят пять самолетов. ...5 августа 1938 года был получен приказ, в котором говорилось: 6 августа в 9.00 наземные войска переходят в наступление. За 10-15 минут до этого времени необходимо нанести по сопке Заозерной бомбовый удар. После 9.00 бомбометание запрещалось. Тот, кто не успеет отбомбиться по целям, должен сбросить бомбы в залив.

К концу дня... на наш аэродром прибыл командующий ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта комдив П.В. Рычагов. Он уточнил задачу, поинтересовался тем, как готовы летчики в эскадрильях к выполнению боевого задания... Старшим всей группы командующий назначил меня. Я доложил комдиву, что в нашей группе есть капитан, командир эскадрильи из ВВС Тихоокеанского флота. Рычагов спокойно выслушал и так же спокойно подтвердил свое решение: старшим он назначал меня...

6 августа с утра был густой туман. Примерно за час до взлета он несколько приподнялся, однако высота его нижней кромки не превышала 50-60 метров. Я волновался. Условия для взлета и посадки на аэродроме были и без того непростые. А как подготовлены летчики других эскадрилий, я не знал...

Летчик, посланный на разведку, благополучно вернулся... Собрав командиров, я уточнил: взлет звеньями в плотном строю, сбор всей группы - за облаками, на высоте 3500 метров по маршруту. Остальное было проработано накануне.

Взлетаю первым. Самолет - с бомбовой нагрузкой. Он потяжелел, и управлять машиной нелегко. Летчики идут плотным строем за мной. Над заливом через появившиеся "окна" проходим облачность и на высоте 3500 метров берем курс к сопке Заозерной. Там наибольшая концентрация войск противника, эту сопку нам и надо бомбить. Я уменьшил скорость, чтобы вся группа могла собраться в боевой порядок. Но какая облачность у цели, найдем ли сопку?.. Перед целью все должны перестроиться в колонну звеньев. Бомбометание следовало производить звеньями с пикирования. Моя эскадрилья после выполнения задания должна была набрать высоту и прикрыть при случае все остальные самолеты группы от атак японских истребителей.

Погода улучшилась, но бомбить нам все же не пришлось, поскольку наша группа подошла к цели только к 9.00. Японские зенитчики успели открыть огонь, и несколько наших самолетов получили повреждения. Но сбитых не было. Мы развернулись, вышли в указанный район и, сбросив бомбы, пошли на свой аэродром»{19}.

Столь неэффективные действия авиации в районе боевых действий вызвали гнев руководителя страны. Сталин по прямому проводу связался с маршалом Блюхером и потребовал поднять бомбардировщики. Блюхер, ссылаясь на нулевую видимость из-за сильнейшего тумана, опасался поражения мирного населения на сопредельной полосе и больших потерь самолетов во время возможных аварий при посадке. Сталин неоднократно прерывал доклад маршала и упрекал его и Рычагова в нежелании воевать. В адрес последнего он сделал несколько оскорбительных замечаний, заявив, что тот умеет воевать лишь «против каких-то там фалангистов и марокканцев».

Утром 6 августа 1938 года над озером Хасан стоял плотный туман, что помешало использовать авиацию. Когда туман рассеялся, в воздух были подняты 89 СБ. Им была поставлена задача нанести бомбовые удары по японским позициям на высотах Заозерная, Безымянная и Богомольная. Необходимо также было подавить артиллерийские батареи, расположенные на японской стороне. Разбившись в воздухе на группы с интервалом в 5-10 минут, бомбардировщики стали выходить к целям. Последняя группа из 44 СБ отбомбилась в 15 часов 30 минут. Огнем японской зенитной артиллерии был сбит один самолет. Второй, подбитый, дотянул до своего аэродрома.

В 16 часов 30 минут высота Заозерная подверглась очередному массированному налету советской авиации. В нем принимали участие 86 самолетов (41 бомбардировщик ТБ-3, 30 истребителей И-15 и 25 истребителей И-16). Прикрывая работу бомбардировщиков, истребители нанесли штурмовые удары по позициям японских зенитчиков. Тяжелые бомбардировщики ТБ-3 сбросили на вражескую оборону бомбы разного калибра, в том числе 6 штук весом по одной тонне. От разрывов бомб высоту Заозерную заволокло тучами пыли. Многие японские солдаты погибли, другие были контужены ударной волной и засыпаны землей. Бомбардировка привела агрессоров в состояние шока. Японцы не сразу смогли привести свои ряды в порядок и запоздало открыли огонь по перешедшим в наступление красноармейцам. Тем не менее враг оказывал яростное сопротивление. Несмотря на это, к исходу дня 6 августа 118-й полк 40-й стрелковой дивизии овладел частью высоты Заозерная, где было водружено советское знамя. До 19 часов 6 августа советская авиация работала мелкими группами, поддерживая наступление наземных войск.

Ввиду того, что японская авиация практически не участвовала в боевых действиях, советские истребители И-15 стали наносить штурмовые удары по обороне противника и его ближним тылам. С 18 часов 30 минут 7 августа 1938 года И-15 приступили к постоянному патрулированию над передовой. В воздухе находилось до 40 истребителей. Самолеты расстреливали передвигавшиеся группы японских солдат, орудийные и пулеметные расчеты, окопавшиеся на высотах. Бомбардировщики СБ за день совершили 115 вылетов.

8 августа советская авиация продолжила обработку вражеских позиций. И-15 совершили за день 110 самолето-вылетов. СБ мелкими группами производили бомбардировку позиций японской артиллерии в районах Намченсандон, Чуюсандон и Хомоку. Были нанесены удары по пехоте западнее высоты Безымянной и по артиллерии в районе Нанбон. В результате столь активных действий советской авиации движение по дорогам в ближнем тылу противника в светлое время суток полностью прекратилось. Самолеты гонялись даже за небольшими группами людей, отдельными повозками или всадниками. В 15 часов 15 минут в штабе фронта была получена телеграмма наркома обороны. В ней запрещалось массированно использовать авиацию, так как «летать скопом без большого толку не только бесполезно, но и вредно». С 9 августа 1938 года активность советских ВВС была резко снижена.

10 августа 1938 года в результате кровопролитных боев враг был разбит, а советская территория была освобождена. За время боевых действий у озера Хасан Военно-воздушные силы Приморской группы совершили более тысячи самолето-вылетов. Врагу удалось зенитным огнем сбить 2 самолета: один СБ и один И-15. В Приказе народного комиссара обороны СССР от 4 сентября 1938 года № 0040 отмечалось, что «японцы были разбиты и выброшены за пределы нашей границы только благодаря боевому энтузиазму бойцов, младших командиров, среднего и старшего командно-политического состава, готовых жертвовать собой, защищая честь и неприкосновенность территории своей великой социалистической Родины, а также благодаря умелому руководству операциями против японцев тов. Штерна и правильному руководству тов. Рычагова действиями нашей авиации». За умелое руководство авиационной группировкой во время боев у озера Хасан 8 декабря 1938 года комбриг П.В. Рычагов был награжден вторым орденом Красного Знамени.

В сентябре 1938 года, после расформирования управления Дальневосточного фронта, Рычагов был назначен командующим ВВС 1-й Отдельной Краснознаменной армии.

9 февраля 1939 года П.В. Рычагову было присвоено воинское звание «комдив». В ноябре 1939 года в связи с начавшейся советско-финляндской войной он был отозван с Дальнего Востока и назначен командующим ВВС 9-й армии. Руководимая им авиационная группировка насчитывала в начале войны всего 39 самолетов, из них 15 истребителей. Затем она была усилена 10-й скоростной бомбардировочной авиабригадой, Особой авиагруппой комбрига И.Т. Спирина, 145-м и 152-м истребительными авиаполками, 33-й отдельной разведывательной авиаэскадрильей и 3-м транспортным авиаполком{20}.

В декабре 1939 - январе 1940 года 9-я армия потерпела сокрушительное поражение. Ряд соединений был окружен, расчленен и уничтожен. Часть личного состава, бросив технику и вооружение, смогла вырваться из окружения. Уцелевшие командиры были преданы суду военного трибунала и расстреляны перед строем своих частей.

Причиной поражения была не только суровая зима, к которой Красная Армия была совершенно не готова. Авантюристический план наступления изначально обрекал 9-ю армию на гибель. В жестокие морозы по бездорожью частям предстояло с боями преодолевать до 30 км в сутки. Безропотное подчинение безграмотным приказам, пассивность и неуверенность командного состава привели к огромным потерям: только в 9-й армии погибло 15 тыс. человек, а более 22 тыс. было ранено и обморожено.

В полосе наступления 9-й армии не было крупных оборонительных сооружений противника, поэтому ее авиации приходилось осуществлять бомбардировку финских войск, промышленных районов и железнодорожных станций в глубине страны. По мнению помощника начальника Генерального штаба РККА по Военно-воздушным силам генерала-лейтенанта Я.В. Смушкевича, взаимодействие и поддержка между армейскими и авиационными частями в 9-й армии были налажены плохо{21}.

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации ПТУХИН ЕВГЕНИЙ САВВИЧ 03.03.1902-23.02.1942 Евгений Саввич Птухин родился 3 марта 1902 года в семье почтового служащего в г. Ялта. В конце 1905 года его отец получил работу управляющего конным двором и перевез все семейство в г. Москву.

автора

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации ПУМПУР ПЕТР ИВАНОВИЧ 25.04.1900-23.03.1942 Петр (Петерис) Иванович (Ионович) Пумпур родился 25 апреля 1900 года в семье латышского крестьянина Платерской волости Рижского уезда Лифляндской губернии. Окончив церковно-приходскую

Из книги Расстрелянные герои Советского Союза автора Бортаковский Тимур Вячеславович

Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации СМУШКЕВИЧ ЯКОВ ВЛАДИМИРОВИЧ 14.4.1902-28.10.1941 Яков Владимирович (Вульфович) Смушкевич родился 14 апреля 1902 года в еврейской семье в местечке Ракишки Ново-Алексеевского уезда Ковенской губернии (ныне город Рокишкис,

Из книги Расстрелянные герои Советского Союза автора Бортаковский Тимур Вячеславович

Герой Советского Союза генерал-майор авиации ШАХТ ЭРНСТ ГЕНРИХОВИЧ 01.7.1904-23.2.1942 Эрнст Генрихович Шахт родился 1 июля 1904 года в швейцарском городе Базеле, в семье немецкого рабочего-маляра. В 1918 году после окончания 8 классов гимназии начинает трудовую деятельность.

Из книги Расстрелянные герои Советского Союза автора Бортаковский Тимур Вячеславович

Герой Советского Союза генерал-полковник ШТЕРН ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ 24.7.1900-28.10.1941 Григорий (Давид) Михайлович Штерн родился 27 июля 1900 года в семье еврейского врача в местечке Смела Черкасского уезда Киевской губернии. Во время учебы в гимназии увлекся

Из книги Расстрелянные герои Советского Союза автора Бортаковский Тимур Вячеславович

Герой Советского Союза генерал армии ПАВЛОВ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ 04.11.1897-22.07.1941 Дмитрий Григорьевич Павлов родился 4 ноября 1897 года в семье бедного русского крестьянина деревни Вонюх (ныне Павлово) Кологривского уезда Костромской губернии.С ранних лет был приучен к труду,

автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Мерквиладзе Г. А. Прикрытие штурмовиков истребителямиВ 1945 г. в марте месяце я в составе четверки истребителей Як-9 вылетел на прикрытие девятки Илов, получивших задание атаковать танки противника в районе г. Бунцлау

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Голубев Г. Г. Перехват разведчикаС трижды Героем Советского Союза Александром Ивановичем Покрышкиным мы часто летали на «свободную охоту», в которой уже приобрели достаточный опыт.Но вот у нас явилась новая мысль: ловить

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Суханов М. А. Удар с пикирования по транспортам в военно-морской базеВ ноябре 1944 г. наш полк получил задачу по уничтожению плавсредств противника в военноморской базе Либава. Либава прикрывалась сильным огнем зенитной

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Чепелюк С. Г. Действия штурмовики по окруженным войскам противника21 июля 1944 г. примерно в середине дня командир полка поставил мне задачу: группой в составе 6 Ил-2 нанести штурмовой удар по остаткам окруженной группировки

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Рыбаков А. Ф. Действия штурмовой эскадрильи по контратакующим танкам противникаПосле июльского наступления 1944 г. и освобождения г. Львова наши войска вышли к р. Висла, форсировали ее и заняли плацдарм на западном

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Артамонов В. Д. Удар двух групп штурмовиков по переправеКрупная группировка противника, окруженная в районе г. Оснек (Югославия), имела задачей прорвать оборону 1-й Болгарской армии на сев. берегу р. Драва и выйти из

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Полукаров Н. Т. Действие группы Ил-2 по железнодорожное станции ТартувСрыв железнодорожных перевозок, осуществляемый авиацией, наносит громадный материальный ущерб и отражается на ходе операции, в особенности там, где к

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии лейтенант Шмырин Ф. С. Как был взорван немецкий склад18 февраля 1945 г. во главе тройки Ил-2 под прикрытием 4 Як-3 я вылетел на штурмовку переднего края противника на участке Делич-Блумберг, расположенного северо-западнее Арнсвальде в Восточной

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза старший лейтенант Шаров П. С. Разведчик-штурмовикВ Великой Отечественной войне я участвовал на Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах. Первое боевое крещение я получил в августе 1943 г. на подступах к г. Смоленску над Духовщиной - мощным узлом

Загрузка...
Top